Введение В условиях рыночных отношений возникновение конкуренции имеет как социально – психологические, так и экономические причины. Кроме того, конкуренция в значительной степени связана с ограниченностью ресурсов, порождающей соперничество за право их использования для быстрого достижения наивысшего уровня собственного благосостояния.
Конкуренция играет в экономической жизни общества положительную роль, побуждая граждан, фирмы и страны искать наиболее рациональные способы получения и использования ограниченных ресурсов всех видов.
В современном национальном хозяйстве участвует множество хозяйствующих субъектов. Среди них – те, которые принято называть фирмой – домашние хозяйства, государство в целом и его хозяйствующие структуры, банки, страховые и кредитные общества, индивидуальные предприятия и товарищества, акционерные общества. Главным действующим лицом на фирме выступает предприниматель.
Целью предпринимательской деятельности является получение прибыли, т.е. превышение денежной выручки, полученной от реализации товара, над затратами (издержками) на его производство и реализацию. Содержанием предпринимательской деятельности является поиск таких комбинаций, имеющихся в распоряжении предпринимателя ресурсов (денег, материальных благ, труда и т.д.), которые обеспечивают ему достижение указанной цели.
Целью работы является исследовать фирму в условиях совершенной конкуренции. В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить ряд задач:
– рассмотреть характеристику рыночных структур;
– определить совершенную конкуренцию;
– показать прибыль и издержки фирмы;
– изучить закон убывающей отдачи;
– проследить общий, средний и предельный доход фирмы.
Объектом исследования является совершенная конкуренция.
Предметом исследования является фирма в условиях этой совершенной конкуренции.
В работе используются учебные материалы (книги и методические пособия), периодическая литература (Экономист, Финансы).
1. Совершенная конкуренция
1.1 Характеристика рыночных структур
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации. [4, С. 45]
Обычно выделяют следующие четыре их типа или модели рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.
Таблица 1. Рыночные структуры
Модели рынка Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода Доступность информации Совершенная конкуренция Множество мелких фирм Однородная продукция Никаких затруднений Равный доступ ко всем видам информации
Монополистическая
конкуренция
Множество мелких фирм Разнородная продукция Никаких затруднений Некоторые ограничения Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разнородная или однородная продукция Возможны отдельные препятствия при входе Некоторые ограничения Монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически непреодолимые барьеры на вдохе Некоторые ограничения
В условиях совершенной конкуренции в отрасли одновременно действует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. ............