1. ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛЕВКИППА–ДЕМОКРИТА
В теориях Левкиппа и Демокрита (V–IV в. до н. э.) возникла идея атомов, мельчайших невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Атомистическая теория, разработанная этими учеными, была весьма распространена и являлась составной частью психологических учений многих ученых не только Древней Греции, но и Рима. Считая душу источником активности для тела Демокрит и следующие за ним ученые утверждали, что она состоит из самых мелких и круглых атомов, которые наиболее активны и подвижны [2,с.25].
Он считается основателем атомического направления, поскольку именно он дал систематическое изложение атомарной картины мира. Демокрит – ученый энциклопедического склада ума. Многосторонней и высокой эрудиции, оставивший значительный след в развитии философии и психологии как античного периода. Так и более поздних времен. Взгляды Демокрита высоко оценивались его современниками, позднее Аристотелем, классиками марксизма. Вместе с тем его учение вызывало ненависть со стороны представителей зарождающейся идеалистической линии в античной философии и особенно Платона, скупавшего все книги Демокрита и уничтожавшего их еще при жизни великого философа. Аналогичным образом поступала с произведениями Демокрита христианская церковь. Не удивительно, что из произведений Демокрита сохранились лишь отдельные фрагменты и высказывания [3, с. 46].
Исходным положением в философской системе Демокрита является то, что за первооснову мира им принимаются не стихии, ибо они сами уже есть сложные по своему составу образования, а атомы.
Природа атомов трактовалась Демокритом иначе, чем описывал Анаксагор свойства гомеомерии. В отличие от гомеомерий атомы меньше по величине, более легки, неделимы и не тождественны видимым предметам. Подобно Анаксимандру, Демокрит полагал, что первооснова должна быть принципиально отличной от своих конкретных проявлений. Но если апейрон у Анаксимандра есть вещество с нейтральными качествами, то атомы у Демокрита различаются друг от друга по величине, форме и положению или повороту. В рамках этих признаков существует бесконечное разнообразие атомов, столкновение и разделение которых порождает разные их сочетания, образующие в итоге различные тела и вещи. Главным и необходимым условием движения атомов, их соединения и разъединения является пустота. Без нее мир был бы неподвижным, он принял бы статистически мертвый характер. Только благодаря пустоте атомы могут находиться в постоянном движении, а природа и мир в целом – в его вечном изменении и развитии [3, с. 47].
В результате механических процессов соединения атомов возникает все, что окружает человека, включая и его самого. Жизнь не является продуктом божественного акта, она порождается сцеплением влажных и теплых атомов, животные возникли из воды и ила. От животных произошел человек. Все живые существа непрерывно изменялись. Вначале рождались глухие, слепые, безрукие, безногие существа, которые из–за своей неприспособленности вынуждены были погибнуть. Из множества форм животных, которых создавала природа, выживали наиболее совершенные. К числу самых совершеннейших животных и принадлежит человек.
Душа животных и человека есть то, что заставляет их двигаться. ............