Часть полного текста документа:Исследование особенностей развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Лаврентьева М. В. Цель исследования: выявить особенности развития социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: дети 6 - 7 лет. Предмет исследования: социально - эмоциональная компетентность ребенка 6 - 7 лет, тип воспитания. Гипотеза исследования: предполагаем, что семейная дисгармония и неправильное воспитание отразится на социально-эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста, особенностями которого будут затруднения в социальной приспособленности ребенка. Задачи исследования: 1. Выявить социальную приспособленность ребенка и особенности взаимоотношений с окружающими. 2.Определить социальные переживания ребенка дошкольного возраста. 3.Определить типы воспитания в семье. 4.Выявить представления родителей об особенностях эмоционального развития ребенка. 5.Разработать систему коррекционно-развивающих занятий, способствующих улучшению характеристик межличностных отношений воспитанников. Методики исследования. В качестве инструментария для исследования проблемы использовались следующие методики: 1. Детская проективная методика Рене Жиля [1, с. 176] 2. Диагностическая методика для детей 5 - 8 лет "Оцени поведение" [2, с 226] 3. Опросник для родителей "Типы воспитания детей" [3, с. 339] 4. Анкета - опросник для родителей "Представления родителей об эмоциональных особенностях ребенка" [2, с. 192] Характеристика выборки, базы и методов исследования:Исследование проводилось на базе детского сада города Печоры. В выборку испытуемых вошли 38 воспитанников старшего дошкольного возраста (6-7 лет) и их родители- 38 человек (мамы). В исследовании использованы следующие методы: наблюдение, тестирование, методы математической обработки данных. Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе была осуществлена выборка детей на основе наблюдения. Второй этап исследования включил в себя подбор адекватных методик с учетом алгоритма исследования и непосредственно проведение самого исследования. Третий этап включил в себя анализ полученных результатов исследования с использованием методов математической статистики. На четвертом этапе исследования были сделаны обобщающие выводы на основании результатов проведенного исследования. Описание методик и результатов исследования. Обработка результатов методами математической статистики. Исследование началось с наблюдения за испытуемыми. Использовались две схемы наблюдения. Схема 1. "Отношение ребенка к взрослому" [4, с. 99] Схема включает в себя наблюдение следующих особенностей поведения ребенка в привычных для него ситуациях: 1. Разговаривает с воспитателем или другим значимым для него взрослым только тогда, когда находится с ним наедине или после некоторых усилий "разговорить" его. 2. ............ |