СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОСМЫСЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ ИМЕНИ В ФИЛОСОФИИ И ЭСТЕТИКЕ
1.1. Философская основа ономастик
1.2. Имя как объект художественной номинации
ГЛАВА II. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ИМЕНИ В ПРОЗЕ А.П. ЧЕХОВА
2.1. Стилистические функции антономасии в раннем творчестве писателя
2.2. Ономастическое пространство рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Невеста»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
В последнее время многие исследователи говорят об особом положении омонимов в контексте художественного произведения. Становится очевидным, что изучение произведения невозможно без исследования имен собственных, заключенных в том или ином тексте. Данная ВКР посвящена изучению поэтики имени в рассказах А.П. Чехова «Дом с мезонином», «Дама с собачкой» и «Невеста».
Актуальность ее темы заключается в том, что в современном литературоведении большое внимание уделяется вопросам ономастики, о чем свидетельствуют многочисленные работы, касающиеся исследования структурной организации ономастического пространства, стилистических функций имен собственных, а также их ассоциативных связей в произведениях писателя.
Цель работы - изучение поэтики имени в позднем творчестве А.П. Чехова.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
- описать эстетическую природу имени как объекта художественной номинации;
- создать теоретико-методологическую основу, проанализировав труды по теории литературы (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В.И. Тюпа, Е.Г. Эткинд); по философии имени (С.Н. Булгаков, А.Ф. Лосев, П.А. Флоренский); по теории имени собственного (В.Н. Бондалетов, В.А. Никонов, A.B. Суперанская);
- выявить функциональную значимость имен собственных в вышеперечисленных рассказах А.П. Чехова.
Для решения этих задач применялись историко-литературный и сравнительно-сопоставительный методы исследования.
Материал исследования: рассказы «Дом с мезонином», «Дама с собачкой» и «Невеста».
ВКР состоит из введения, основной части (2 главы), заключения и списка использованной литературы (25 источников).
Глава I. Осмысление категории имени в философии и эстетике
1.1. Философская основа ономастики.
Издавна в сознании различных народов укоренилось представление о том, что имя влияет на судьбу его носителя, являясь своеобразным ключом к внутреннему «я» человека, его подлинной сущности. Само появление имени было связано с магией и окружено ореолом запретов и условностей. Оно возникло вместе со способностью человека отличать и называть различные предметы: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2). Таким образом, проблема имени напрямую связана с культурно-исторической миссией человека: прозревать суть явлений и предметов и давать им соответствующие имена. В связи с этим отмечает, что «в контексте библейской космологии имя приобретает смысл священного кода, в котором в символическом виде свернута вся информация о прошлом, настоящем и будущем носившего его существа» [Балакина, 6-7].
В древние времена имена формулировались в соответствие с этимологическим значением корня, который лежал в их основе. ............