Часть полного текста документа:Исследование половых различий при работе с Интернетом на примере российских пользователей Анализ проблемы половых различий при взаимодействии с информационными технологиями Исследование половых различий в применении информационных технологий привлекает значительное внимание зарубежных исследователей. Например, получены многочисленные данные о влиянии пола пользователя на характер его взаимодействия с компьютером. Показано, что половые различия в поведении и психической деятельности человека фиксированы в самом построении человеко-компьютерного диалога (Whitley,1997). Применяемые для учебной и игровой деятельности компьютерные программы адресованы скорее мальчикам, чем девочкам. Наиболее компьютеризированы те учебные курсы, которые привлекают именно мальчиков. Большинство проведенных в США исследований навыков работы с компьютером выполнены в основном на мужском контингенте испытуемых. Наконец, средства массовой информации также описывают работу с компьютером как сферу мужской деятельности (Ware and Stuck, 1985). Эта ситуация привела к возникновению гипотезы о том, что представительницы женского пола имеют менее позитивные установки по отношению к компьютерам, чем мужчины (Canada and Brusca, 1993). Однако экспериментальные данные по этому вопросу противоречивы. Как показано Кау (1992), источником неоднозначности в полученных данных была некорректная формулировка экспериментальной задачи, выражающаяся в разнородности исследуемых переменых. Среди изучаемых переменных были: тревожность и страх по отношению к компьютеру; уверенность в себе при работе с компьютером; профессиональное применение компьютера; позитивные и негативные установки по отношению к компьютеру и их влияние на социальное и профессиональное поведение. Влияние полового фактора на каждую из изучаемых переменных оказалось неоднозначным. В обзорной работе (Morgan et al.,1992) обобщаются исследования, связанные с половыми различиями в области применения информационных технологий. К примеру, отмечается, что видеоигры в большей степени привлекают мальчиков; хотя девочки достаточно успешно играют в эти игры, они проявляют невысокую готовность участвовать в такого рода деятельности. Вероятной причиной часто признается имплицитно содержащиеся в играх агрессивность и насилие, которые значительно сильнее привлекают представителей мужского пола, чем женского. Дети всех возрастов полагают, что видеоигры и компьютерные игры в большей степени интересуют мальчиков, нежели девочек. В той же работе отмечается, что при обучении (как в школах, так и в высших учебных заведениях) представители сильного пола проявляют большую готовность применять компьютеры, а преподаватели уделяют им больше внимания и позволяют больше работать с компьютерами, чем представительницам женского пола. В итоге мальчики и юноши переоценивают свою компетентность в применении информационных технологий, когда сравнивают себя с девушками, объективно не уступающими им в компетентности. Вообще говоря, компетентность нередко оказывается более существенным фактором, лежащим в основе аттитюдов к информационным технологиям, чем пол. Тем не менее даже на высоких уровнях компетентности отмечаются некоторые половые различия. Так, по мере роста компетентности мужчины проявляют склонность ко все более сильной персонификации и анимизации компьютеров, в то время как женщины склонны к увеличению доли механоподобных, неодушевленных характеристик компьютеров. Считается, что у женщин и девочек чаще проявляются тревожность и страх в отношении информационных технологий, чем у мужчин и мальчиков (Доронина, 1993). ............ |