Часть полного текста документа:ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МЕЖДУ УРОВНЕМ НЕВРОТИЗАЦИИ, ПСИХОПАТИЗАЦИИ И АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА ВВЕДЕНИЕ В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопросы психогигиены и псхопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано прежде всего с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние. В литературных источниках содержится информация о значимой корреляции между уровнем невротизации и психопатизации и некоторыми акцентуациями характера по А. Е. Личко. Так как Патохарактерологический Диагностический Опросник (ПДО) разработанный А. Е. Личко ориентирован на подростковую популяцию, то мы задались вопросом: сохраняется ли эта взаимосвязь и в более старшем возрасте. Подростковый возраст является периодом становления характера - в это время формируется большинство хаоактерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы выступают наиболее ярко. С возрастом черты характера могут сглаживаться, компенсироваться жизненным опытом. Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование взаимосвязи между уровнем невротизации, психопатизации и акцентуациями характера. Гипотеза: при высоком уровне невротизации характерны следующие типы акцентуаций: циклотимический, экзальтированный, тревожный, дистимический. Высокий уровень псохопатизации будет сочетаться с гипертимным, возбудимым и демонстративным типами акцентуаций. Задачи исследования: 1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме. 2. Подбор методов исследования. 3. Проведение эксперимента. 4. Обработка полученных результатов и их анализ. 5. Выводы. Независимая переменная - уровень невротизации и психопатизации. Зависимая переменная - тип акцентуации характера. Решение заявленной проблемы может использоваться для решения следующих практических задач: - составление коррекционных программ; - профориентация и профотбор; - проведение судебно-медицинской экспертизы; - выявление группы риска (лиц, склонных к правонарушениям, наркомании, суицидам) с целью социально-психологической поддержки; - выявление лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективным реакциям и т. д. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в каком кругу вращается. ............ |