Реферат
"Источники и направление в раннем Исламе"
Источники
Из трех мировых религий ислам - самая "молодая": если первые две - буддизм и христианство - возникли в эпоху, которую принято относить к древности, то ислам появился в раннее средневековье. Это дало основание некоторым исследователям заявить, что он возник "при полном свете истории"-и что жизнь его основателя так же ясна исторической науке, как жизни Лютера и Кальвина. В настоящее время все направления научного исламоведения отвергают этот взгляд, признавая сложность и запутанность проблем, связанных с критикой источников по доисламскому периоду и по первым этапам становления и развития мусульманства.
Археологических памятников, относящихся к данной эпохе, не существует, если не считать двух-трех скупых надписей III - V вв. и "черного камня" в Мекке, который сам по себе тоже мало что говорит.
Для характеристики доисламского периода жизни и общественного сознания населения Аравии имеют большое значение памятники так называемой доисламской поэзии. До конца V в. это был фольклор, выражавший поэтическое творчество бедуинских племен в песнях и стихах, сочинявшихся на разные случаи жизни, отражавших ее различные стороны: труд, любовь, охоту, войну и т.д. Зачатки художественно-фольклорной прозы того времени сохранились в виде загадок и поговорок, а также рассказов-повествований о воинских подвигах и любовных приключениях. В конце V в. зарождается индивидуальное поэтическое творчество, и в течение ближайших столетии в историю литературы входят поеты Имру-уль-Кайс, Антара ибн Шаддад, Зухайр ибн Аби Сульма и др. В течение ряда столетий доисламская поэзия бытовала лишь в устной традиции. Первые записи ее начались, вероятно, лишь в VII в., а до нас дошли в рукописях VIII-X вв. Для характеристики доисламских религиозных верований и культов здесь содержится сравнительно мало материала Интерес доисламской поэзии применительно к рассматриваемому вопросу составляет описание жизни и быта, социально-исторических условий и нравов, господствовавших среди арабских племен доисламской эпохи.
Основным источником для исследования и описания первоначального ислама является Коран4. При всех критических замечаниях, сделанных в адрес этого документа исламоведами и историками арабской литературы, его подлинность и его важное значение для историографии ислама остаются незыблемыми.
По разным случаям жизни, в связи с различными событиями общественной и религиозной борьбы, которую вел основатель ислама Мухаммед, он изрекал свои суждения и решения, произносил проповеди, выступал с речами. и воззваниями назидательного и полемического порядка. В некоторых случаях слушатели записывали (по преданию, при Мухаммеде состояли даже специальные писцы) эти откровения на пальмовых листьях, плоских костях и камнях, на обрывках папируса или кожи. Чаще же всего содержание высказываний пророка оставалось в памяти людей, которые передавали его из уст в уста, цитировали, ссылаясь на его смысл и текст. При этом, надо полагать, не обходилось и без того, чтобы Мухаммеду приписывались заявления и высказывания, к которым он не имел отношения. Кодифицированного же текста Корана ко времени смерти Мухаммеда в 632 г. еще не было.
Когда в сражении против еретика Мусейлимы (633) погибли те из последних "хранителей Корана", которые помнили наизусть отдельные его суры, один из руководителей мусульманства, будущий халиф Омар, обратил внимание халифа Абу Бекра на опасность того, что со временем поучения пророка вообще окажутся стертыми из памяти людей. ............