Часть полного текста документа:Источники конституционного права зарубежных стран Источники конституционного (государственного) права чрезвычайно разнообразны по форме и по значению в правовом регулировании осуществления государственной власти. Это определяет сложный, а порою и противоречивый характер самого государственного права. Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Основным источником конституционного (государственного) права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит конституция США 1787 года. Наряду с этим конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 25-бис конституции Швейцарии, которая запрещает "выпускать кровь у мясного скота, не оглушив его предварительно". Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.1[1] Однако в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские государства) главным источником данной отрасли права все-таки служит конституция - основной закон. Она обладает наибольшей юридической силой. Все остальные нормы права должны не вступать в противоречие с конституционными нормами, в противном случае они теряют свою силу. При этом, конституционный характер могут носить не только нормы, изданные государством, но и нормы обычаев (например, в Великобритании), религиозно-правовые нормы (например, в Саудовской Аравии, Израиле). К другим источникам относятся: 1) законы : Конституционные - вносят изменения в конституцию или дополняют ее; они не являются составными частями конституции, но регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы. Это законы об избирательном праве и избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения. В качестве примера конституционных законов можно привести акт о свободе печати 1949 года в Швеции, акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 годов, а также законы об избирательных правах 1965 и 1970 годов в США, закон о политических партиях Испании 1978 года (дополнен в 1981 году) и ряд других. В некоторых же странах нет особой категории конституционных законов. Конституционными законами в таких странах, по существу, являются акты, которыми вносятся поправки к конституции. В Конституции Румынии 1991 г. (ст. 72), например, так и говорится: "Конституционный закон - это закон о пересмотре Конституции". Но конституционные законы в таких странах, как правило, не представляют собой каких-либо законов, действующих наряду с Конституцией. В них закрепляется новая редакция тех или иных статей, вводятся новые положения или упраздняются действующие. Однако новая редакция статей или вообще новые статьи затем обычно инкорпорируются в текст Основного закона. Даже в США, где поправки не влекут за собой изменения формулировок первоначального текста, а записываются после основного текста Конституции в хронологическом порядке, эти поправки рассматриваются в качестве интегральной части Конституции. ............ |