Исмаилова Д.Ш.
Тема статьи: Исторические параллели развития финансово – экономического обеспечения пенитенциарных учреждений Казахстана
По мере формирования и реформирования уголовно – исправительной системы на разных исторических этапах развиваются и социально – экономические критерии соответствия условий содержания заключенных в тюремных учреждениях. Для достижения этих целей мировым сообществом формируются новые правила и стандарты, требующие оптимизации финансового обеспечения данного механизма. Исторические аспекты финансово-экономического становления тюремной системы свидетельствуют о том, что развитие государства, его социальных институтов запускает механизм разрастания тюремной системы. Анализ финансирования исправительных учреждений до 1917 года Российской Империи и Казахстана в ее составе, показывает, что расходы на финансово – экономическое обеспечение тюрем с каждым годом растут в два и более раза. Так, в 1880 году на содержание тюремного ведомства России выделены денежные средства в сумме около 9 млн. рублей1. Расходы на содержание тюремной системы в 1906 году составили около 18 млн. рублей 6. В 1912 году на содержание тюремного ведомства страны предусмотрено более 34 млн. рублей3, а в тот же период на содержание Главного тюремного управления было выделено 152.450 рублей2.
В России начала 20 века функционировало 712 мест заключения. В системе Главного тюремного управления Министерства юстиции функционировало 57 колоний и приютов, в которых содержалось 2570 несовершеннолетних воспитанников. Финансирование мест заключения увеличивалось из года в год. Ситуация с преступностью оставалась прежней.
Предложенные цифры и факты дают основание думать, что увеличение ВВП и других макроэкономических показателей, позволяет в большем объеме финансировать систему исправительных учреждений. Исторически зафиксировано в российских и зарубежных источниках, что в 1912 году уровень ВВП в Российской Империи увеличился вдвое. Аналогичная ситуация наблюдается в Казахстане, когда при значительном росте ВВП (от 4-до 6 % в год) и увеличении финансирования тюремных учреждений, граждане продолжают страдать от лиц нарушающих общественный порядок.
В 2003 году в РК в связи с необходимостью решения указанных выше проблем исправительной системы была утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2003 года № 1376 «Программа дальнейшего развития уголовно-исполнительной системы в Республике Казахстан на 2004 – 2006 годы», мероприятия которой направлены на улучшение условий содержания осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, качества исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
На реализацию данной программы в 2006 году было выделено 2,3 млрд. тенге. Анализ динамки финансирования из средств государственного бюджета предложено в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика показателей государственного бюджета, направленных на общественный порядок за 2003 – 2005 годы, в процентах к ВВП
Наименование
2003 год
отчет
2004 год отчет 2005 год оценка 1 2 3 4 Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 2,0 2,1 2,2
Расходы по функциональной группе «Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная и уголовно-исполнительная деятельность» предусматривали расходы предусматривать на уровне 2,0 % к ВВП в 2006 году, 2,2 % – в 2007 году и 2,1 % – в 2008 году.
Таблица 2 - Прогноз расходов государственного бюджета направленных на общественный порядок на 2006 –2008 годы
Наименование
2006 год
2007 год
2008 год
в % к ВВП
доля, %
в % к ВВП
доля, %
в % к ВВП
доля, %
Расходы
24,1
100,0
23,9
100,0
23,7
100,0
Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность 2,0 8,4 2,2 9,1 2,1 8,8
Все эти стало возможным благодаря реализации норм Конституции РК, гарантирующей права и свободы граждан общества. ............