Введение
История всегда привлекала людей. Каждому человеку важно знать историю своей Родины, своей семьи, своей науки. Это понимали многие поколения.
В.Я. Соколов в своей книге отмечает: мы стали понимать, что история позволяет:
1) раскрыть динамику исторического процесса, описать его закономерности;
2) представить имеющиеся связи и разрывы в процессе развития;
3) рассмотреть эволюцию применяемых методов и формирование категорий;
4) проследить смену общих концепций;
5) показать не столько историю людей, сколько историю проблем и решений, представить читателям «драму идей»;
6) научить специалистов объективно оценивать новое или то, что предлагается под видом последнего понимать;
7) освоить технику научного предвидения;
8) привить себе, коллегам, ученикам и близким чувство любви и гордости за свою профессию./10/
Наконец, помимо всего прочего, история науки интересна сама по себе, она доставляет радость уже тем, что как бы продлевает нам жизнь.
В самом деле, если вы проживете 100 лет, то это все-таки мало, хочется пожить больше, познакомиться с Колумбом и поговорить с Сократом, решить, стали ли люди вообще и бухгалтеры в частности лучше или хуже. История позволяет нам сделать это.
В настоящее время вопрос об изучении истории науки не вызывает сомнений. Бухгалтер, знающий опыт предшественников, может работать лучше; он не будет тратить время на изобретение того, что было известно раньше. Занимаясь историей, бухгалтер не может ее переделать, но способен переосмыслить.
Так, например, на вопрос, когда возникла бухгалтерия, возможны три ответа:
- 6000 лет тому назад, в тот момент, когда началась целенаправленная регистрация фактов хозяйственной жизни;
- 500 лет тому назад, когда вышла книга Луки Пачоли и началось описательное осмысление учета,
- и, наконец, 100 лет тому назад, когда появились первые теоретические конструкции.
Эти три ответа — три разных обобщения того, что такое бухгалтерия:
- 6000 лет тому назад, учет возник как практическая деятельность, как счетоводство, как средство понимания хозяйственного процесса, как его язык;
- 500 лет — как предмет литературного обсуждения, как часть литературного языка;
- 100 лет он существует как самостоятельная наука — счетоведение, как средство понимания учета, как язык счетоводства.
С этого последнего момента счетоводство и счетоведение существуют параллельно и самостоятельно.
Если рассматривать только научную сторону бухгалтерского учета, то необходимо принять во внимание, что наука имеет внешние и внутренние причины развития.
Внешние причины задаются науке потребностями окружающего нас мира. Например, медицина должна найти средства в борьбе с туберкулезом, счетоведение должно найти средство ликвидации растрат, недостач, хищений и т. п.
Внутренние причины обусловлены логикой развития науки, следовательно, излагая историю науки, мы должны проследить две параллельные эволюции, вызванные внешними и внутренними причинами.
1 Хозяйственный учет и возникновение двойной бухгалтерии Истоки учета, его первые ростки скрыты от нас навсегда. Мы не знаем их и не можем узнать. Они исчезли за много тысячелетий до нас. ............