МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук
Система
дистанционного
обучения
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
(ЭКОНОМИКА)
Часть IV
История экономических учений
Учебно-практическое пособие
для студентов всех специальностей и всех форм обучения
Москва – 2002
Содержание
Введение
1. Возникновение и развитие экономической мысли в странах Древнего Востока и Античном мире
2. Экономическая мысль Средневековья
Систематизация экономических знаний, первые теоретические систем
3. Меркантилизм и физиократы
4. Классическая политическая экономия
5. Экономическая теория марксизма
Формирование и эволюция современной экономической мысли
6. Первый этап «маржинальной революции». Австрийская школа
7. Неоклассическое направление как второй этап «маржинальной революции»
8. Институционализм и теория рынка с несовершенной конкуренцией
9. Кейнсианство, неолиберализм и монетаризм
10. Вклад российских ученых в развития экономической
мысли
Введение
«История экономических учений» знакомит студентов с основными этапами развития экономической мысли и охватывает целые эпохи от ее зарождения на Древнем Востоке и в Античном мире и заканчивая современными направлениями.
Каждая историческая эпоха выдвигала свои проблемы, искала способы их решения. Свое начало экономическая мысль берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и по настоящее время осуществляются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. При этом по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и культуре постоянно обновляется и совершенствуется и экономическая теория.
Изучение истории экономических учений является важным подспорьем для выявления объективных закономерностей в развитии как мировой, так и отечественной экономики. В процессе освоения данного курса студент может научиться сопоставлять методологические подходы различных теоретических направлений, проводить сравнительный анализ тех или иных экономических концепций. Это позволяет развить гибкость и нестандартность экономического мышления, т.е. дает то, что в целом называется экономической эрудицией и культурой. Студент должен уметь свободно ориентироваться в основных направлениях современной экономической мысли.
Каждая тема курса включает в себя изложение историко-теоретических положений, вопросы для самоконтроля и задания, контрольные тесты, которые позволяют установить, в какой мере достигнуты учебные цели.
1. Возникновение и развитие экономической мысли в странах Древнего Востока и Античном мире
Экономическая мысль Древнего Востока
В древнем мире, когда появились первые древневосточные государства и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении экономической политики. ............