Реферат: История иберийских мусульман
Испания среди государств Западной Европы является страной, где присутствие мусульман было самым многолетним. После восьми веков кровопролитной войны исламское государство Аль-Андалус (711–1492) было повержено крестоносцами из Испании и других стран. Но оно успело пустить глубокие корни в культуре южной Андалузии и всей страны. Из всех европейских языков испанский подвергся наибольшему влиянию со стороны арабского (ок. 6 тысяч слов имеют арабские корни).
Успешно проходила арабизация в VIII в. на иберийском полуострове, в стране Аль-Андалус (названной так от слова «вандалус», ибо в Магрибе арабы знали, что туда с полуострова приходили вандалы). Здесь в 756 г. власть захватил Абд ар-Рахман ад-Дахиль, один из немногих Омейядов, уцелевший после резни 750 г. и бежавший в Магриб, в племя своей матери берберки. Магриб к тому времени уже фактически отделился от халифата и не был подвластен Багдаду. Абд ар-Рахман сумел перебраться на полуостров и, свергнув местного эмира, примирить враждовавшие здесь между собой группы арабов. Новый эмир положил начало особой ветви Омейядов, правивших в Кордове 275 лет до 1031 г.1 Абд ар-Рахман III был страстно увлечен как религиозными, так и мирскими науками. Он был полон решимости доказать, что его двор в Кордове не уступает по своему величию двору Багдадских халифов. Не жалея ни времени, ни денег, он активно призывал к себе на службу ученых и приобретал в Багдаде книги. В итоге очень скоро ученые, поэты, философы, историки и музыканты начали переселяться в Аль-Андалус. Сеть библиотек, исламских исследовательских институтов и центров начала расти, положив тем самым начало новым интеллектуальным традициям, в т. ч. в образовательной системе, что позволило Испании достигнуть выдающегося положения, которое она занимала на протяжении последующих четырех столетий.
Абд ар-Рахман III нанял множество переводчиков и переписчиков книг (главным образом иудеев и христиан), превратил Кордову в университетский центр. Именно через мусульманскую Испанию христианский Запад получил древнегреческую литературу и науку. Расцвет схоластики в XIII в. был вызван знакомством с богатым наследием античной и арабоязычной мысли. В Толедо на протяжении XII в. существовал центр, созданный по инициативе архиепископа Кастилии дона Раймундо, где переводили на латинский язык наиболее значительные арабские труды по астрономии, медицине, физике и философии. Благодаря прежде всего толедским переводчикам в образовательные университетские круги науки Европы проникли труды Аристотеля, Гиппократа с комментариями таких известных мыслителей, как Авиценна и Аверроэс.
Одним из приехавших светил был Аббас ибн Фирнас. Он сконструировал аппарат на деревянном каркасе с двумя крыльями и перьями и предпринял первую известную миру попытку полететь, предвосхитив таким образом Леонардо да Винчи приблизительно на шесть столетий. Выжив после эксперимента, в котором сам испытатель получил травму спины, он сконструировал ставший знакомым нам планетарий – модель Солнечной системы. Эта конструкция была не только механизирована – планеты вращались, – она также воспроизводила такие небесные явления, как гром и молния. В X веке математики Кордовы впервые сделали собственный серьезный вклад в астрономию. ............