Часть полного текста документа: В первые десятилетия существования Петербурга Летний сад занимал значительно более обширную территорию, нежели в наши дни. В его дворцово-парковый комплекс включались прежде всего Первый и Второй Летние сады, занимавшие территорию современного Летнего сада и ансамбля Инженерного замка. Сады эти разделялись каналом. Сейчас на месте канала - широкая аллея, пересекающая Летний сад от Фонтанки к Лебяжьему каналу. Смыкавшийся со Вторым Летним садом Третий Летний сад занимал территорию, ныне ограниченную рекой Мойкой, каналом Грибоедова, улицами Итальянской и Садовой. Таким образом, комплекс Летних садов, начинаясь от берега Невы, простирался почти до нынешнего Невского проспекта. Несколько поодаль, у Фонтанки, размещался Четвертый Летний сад. Он часто именовался Итальянским (и отходившая от него улица Жуковского в свое время, до 1902 года, называлась Малой Итальянской). Остатки этого сада сохранились на участке между зданием филиала Публичной библиотеки (Фонтанка, дом 36). Современный нам Летний сад раскинулся на территории в 11,7 гектара, его отделяет от набережной Невы прекрасная ограда, сооруженная по проекту архитектора Ю.М.Фельтена (как уже сказано, сына повара Петра 1) при участии П.Е.Егорова в 1770-1784 годах. Монументальные колонны-монолиты из гранита, увенчанные вазами и урнами, соединяют звенья ажурно-легкой, словно парящей в воздухе решетки. Это один из лучших в мире образцов декоративных оград. Летний сад привлекает не только тишиной тенистых аллей (в нем 2387 деревьев), но и богатым скульптурным убранством. Работы по сооружению сада начались в 1704 году. Он создавался в регулярном стиле, в его планировке господствовала геометрическая четкость линий, вдоль аллей стояли подстриженные деревья. В саду били десятки фонтанов (оформленные на сюжеты басен Эзопа), и питавшая их река получила в 1719 году название Фонтанки. Наводнение 1777 года уничтожило эти водометы. Для убранства сада со всех концов России и из западно-европейских стран доставляли редкие деревья, кустарники и цветы, мраморные изваяния. Петр 1 не жалел средств для Летнего сада - центра общественно-культурной жизни Петербурга того времени. Привлекает выполненная скульптором П.Бараттой в 1722 году по специальному заказу Петра 1 стоящая перед северным фасадом Летнего дворца группа "Мир и изобилие" - аллегорическое изображение победы России в Северной войне. Центральная фигура изображает Россию в виде молодой женщины с рогом изобилия и опрокинутым факелом, символизирующим окончание Северной войны со Швецией. Рядом - крылатая богиня Победа, венчающая Россию лавровым венком. В другой руке Победа держит пальмовую ветвь - символ мира, ногой она попирает поверженного льва. Одно из старейших изваяний Летнего сада - бюст Яна Собесского, польского короля, который прославился своими победами над турками. Разгром войском Яна Собесского в сентябре 1683 года турецких полчищ под Веной вернул польскому народу веру в свои силы и помог отстоять Польшу. Примечателен бюст Агриппины. Эта римская императрица оставила о себе недобрую славу. Распущенную и властолюбивая, она убрала со своего пути мужа - императора Клавдия и возвела на престол сына - Нерона, рассчитывая при нем править империей. ............ |