Часть полного текста документа:История о "нежной и великодушной любви" Елена Чеканова г. Химки, Московская область . . . Может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь. А. И. Куприн Цели урока. Учить комплексному анализу художественного произведения, внимательному отношению к детали; совершенствовать навык устной монологической речи, умение грамотно формулировать свои мысли, выявлять идейный смысл произведения; воспитывать интерес к творчеству А. И. Куприна, уважительное отношение к чувствам и переживаниям человека. Ход урока Чтение учителем первого абзаца произведения. Беседа с учащимися. Почему у произведения такое название? В центре внимания автора необычная девушка со странным именем Олеся. Именно её судьба, её поступки задели героя-рассказчика, который сообщает читателю историю своих отношений с Олесей. К какому жанру относится это произведение? Назовите характерные признаки этого жанра. "Олеся" - это эпическое произведение, повесть, характерными признаками которой являются следующие: объём - больше рассказа, но меньше, чем роман; описание какого-то длительного промежутка времени из жизни героя; обычно повествование ведётся от лица участника или свидетеля событий. Учитель. Итак, в центре внимания - Олеся, о которой рассказывает главный герой Иван Тимофеевич, он даёт оценки героине, выражает своё отношение ко всему, изображённому в повести. В чём особенности композиции произведения? В повести чередуются рассказ героя о событиях его жизни и его размышления. Каким показан герой? Что о нём известно? Почему он оказался в Полесье? Герой - интеллигент, который случайно попал в Полесье. Ему скучно в глуши, он пытается общаться с крестьянами (занимается их лечением), читать, общаться с местной интеллигенцией в лице ксендза. Но эти попытки не удовлетворяют его потребности в общении, единственный его собеседник - Ярмола, которого Иван Тимофеевич учит грамоте. Основным занятием героя становится охота. Найдите завязку сюжета. Завязкой является разговор героя с Ярмолой о ведьмах. Как дальше развиваются события? (Пересказ учащихся. ) Найдите описание избушки Мануйлихи (гл. 3). "Это даже была не хата, а именно сказочная избушка на курьих ножках. Одна сторона её от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид". Описание жилища Мануйлихи и Олеси подчёркивает их близость к миру природы и сказки - не случайно у героя возникает ассоциация с избушкой Бабы-яги. Как встречает героя Мануйлиха? Почему? Иван Тимофеевич решает найти избушку "ведьмы", отправляется в лес, это ему удаётся. Мануйлиха встречает его неприветливо, так как общение с людьми из цивилизованного мира не сулит ей ничего хорошего, она словно пытается защитить от встречи с мужчиной свою внучку. Как происходит знакомство с Олесей? Что поразило героя в этой девушке? Прежде герой услышал песню, а потом появилась Олеся, которая произвела на него сильное впечатление. "Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати - двадцати пяти, держалась легко и стройно. ............ |