Часть полного текста документа:История производства и техники Багоцкий С.В. Историю техники мы должны начать с наших далеких предков - презинджантропов, живших более миллиона лет назад в Африке. Эти человекообразные существа разбивали камни и использовали образующиеся острые края. Более развитые человекоподобные - архант-ропы (питекантропы) изобрели ручное руби-ло, оббитое с обеих сторон для образования режущего края. В дальнейшем в дело пошли и осколки, из которых изготавливались скрёбла, наконечники и т. д. Особенно усилился техни-ческий прогресс после появления человека со-временного типа - Ното $ар1еп$ (около 40 ты-сяч лет назад). Наряду с камнем люди начали использовать кость; появились разнообразные сложные орудия. К концу верхнего палеолита (около 15 тысяч лет назад) человечество вплотную подошло к первому в своей истории экологическому кри-зису, связанному с уменьшением численности крупных животных, на которых охотились лю-ди. Пришлось искать способы преодоления этого кризиса. В результате возникло рыбо-ловство, были изобретены лук и стрелы, по-зволявшие охотиться на мелкую и проворную дичь. Появление лука и стрел считают гранью, отделяющую верхний палеолит отмезолита. В эпоху мезолита появилось первое домаш-нееживотное - собака, которую первоначаль-но, по-видимому, использовали в качестве ис-точника мяса. Однако лишь переход от охоты к земледелию и скотоводству позволил челове-честву решить вставшие перед ним проблемы. Изучение техники первобытной эпохи предпола-гает формирование у школьников отчетливых представлений о различных видах орудий, использовавшихся древнейшими людьми(этиорудияупо-минались на уроках истории древнего мира, но к IX классу ученики, конечно же, успели забыть, чем скребло отличается от рубила, какими орудиями пользовались питекантропы, а какими - неандертальцы, и т. п.). Переход к производящему хозяйству знаменует собой начало нового исторического этапа - неолита развитие техники заметно ускорилось. Недаром этот переход называют неолитической революцией. На уроках, посвященных технике и технологии неолитических времен, школьники знакомятся с концепцией центров происхождения культурных растений, предложенной Н. И. Вавиловым, обсуждают известные с древности способы обработки земли, пути поддержания урожайности. Анализируются особенности подсечного земледелия, земледелия в поймах крупных рек, орошаемого земледелия. Подчеркивается роль древних государств в поддержании мелиоративных систем. Излагается также материал по истории скотоводства. После возникновения древних государств все более значимым фактором технического прогресса становится война. Побеждает тот, у кого лучше оружие; потребности в более со-вершенном оружии определяли развитие тех-нологии, прежде всего в металлургии. С медью человек познакомился в начале не-олита. Главным достоинством этого металла в те времена была его пластичность при нагре-вании; кусок меди легко изменял свою форму по воле мастера. Первоначально использова-лась самородная медь, затем научились пол-учать медь, восстанавливая углем окисленные минералы, например малахит. Позднее, уже в III тысячелетии до н. э., медь начали выгшав-лять из основного современного сырья - сульфидных руд, добываемых в шахтах под землей (например из халькопирита). Медные руды добывались во многих районах Средиземноморья: на Синае, на Пиренейском полуострове, на Кипре. ............ |