Введение
Психология – это область научного знания, которая изучает психические процессы, состояния и свойства человека. К психическим процессам относятся ощущения, память, мышление, воображение и др. Примерами психических состояний являются чувства, эмоции, мотивация и др. Психические свойства людей – это способности, задатки, характер, темперамент и др. (1)
Во всех этих предметах внимания психологической науки изучению подлежат как общее, закономерное, так и особенное, специфичное в их возникновении и развитии. На заре появления психологических знаний все эти объекты внимания ученых обозначались понятием «душа».
На ранних этапах развития научного знания, его четкое разделение на современные науки было слабо выражено или отсутствовало. Поэтому ряд суждений, позже развившихся в законы, принципы или направления психологической науки был сформулирован людьми, которых мы со школьных лет привыкли считать философами, историками, врачами и т.п.
Истоки большинства наук, в том числе и психологии, развивавшихся представителями европейской цивилизации, находятся в античной культуре – культуре Древней Греции, Древнего Рима и современных им государств бассейна Средиземного моря – сложившейся в более чем тысячелетнюю эпоху от 7 в. до н.э. до 5 в. н.э. Сказанное относится и к терминологии. Достаточно напомнить, что само название науки образовано от двух греческих корней – «псюхе» («душа») и «логос» («учение, наука») (2).
Понятием «душа» многие античные философы пытались обозначить главное, сущностное начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривали ее как причину, источник жизни.
Достижения античной психологии дошли до нас и могут быть изучены по философским и медицинским трактатам, литературным памятникам, как авторским (пьесы, поэмы), так и фольклорным (мифы, легенды).
1. Общая характеристика психологических идей античности и главных научных центров их возникновения
С древних времен существуют три способа познания: религиозный (теологический), художественный, научный. Религия строится на мифе, искусство – на художественном образе, наука – на опыте, объясненном с помощью логики. Все эти способы были в разной степени задействованы учеными античности.
Первые представления о душе в античном мире, возникшие на основе мифов и ранних религиозных представлений, выделяли некоторые функции души, прежде всего, энергетическую – побуждение тела к активности (как физической, так и умственной). Эти представления легли в основу исследований первых философов. Их наиболее ранние работы показали, что душа не только побуждает к действию, но и регулирует активность индивида, является главным орудием в познании мира. На этом этапе душа рассматривалась как нематериальный двойник тела (3).
Область психического не ограничивалась человеком, но распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм – всеобщее одушевление. В этом подходе выделяются две исторические формы – анимизм и гилозоизм. Под первым понимается вера в сонм духов, «странствующих» по телам животных и растений и покидающий их после смерти. Под вторым – осмысление природы как единого материального тела, наделенного жизнью (а значит и душой) (3).
Важнейшие объекты внимания античных ученых в области знаний, ныне относимых к психологии, могут быть обозначены как происхождение и структура души. ............