МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
КАФЕДРА ПС
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Психодиагностика»
История развития и становления психодиагностики в России
Студент
гр. ЗПС-04-01-37204 Т.А.Карпова
Преподаватель
Владивосток 2006
Содержание
Введение………………………………………………………………...…………3
1 Из истории психодиагностики………………………………………....………6
1.1 Становление психодиагностики………………………………………...……6
1.2 Появление методов психодиагностики…………………………………...…7
2 Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР……………….....10
2.1 Развитие методов психодиагностики…………………………………........10
2.2 Кризис психологии и новые требования, предъявляемые к качеству психодиагностических методов…………….......................................................12
3 Современное состояние психодиагностики……………………………….....16
Заключение………………………………………………………………….........18
Список использованных источников……………………………………...........20
Введение
В психологическом словаре даётся следующее определение:
«Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности». «Психодиагностика выступает как интегративная научно-технологическая дисциплина, которая опирается на научные теории дифференциальной психологии и математизированную технологию конструирования тестов (психометрика), а в результате разрабатывает и использует репертуар конкретных психодиагностических методик для решения конкретных практических задач» (А. Г. Шмелёв).
Психодиагностика направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза на этой основе, нахождение того места, которое занимает испытуемый среди других по выраженности изучаемых особенностей.
Можно говорить о двух типах диагноза. Во-первых, диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Во-вторых, диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых на «оси континуума» по выраженности тех или иных качеств. Психодиагностические методики призваны достаточно быстро и надёжно обеспечивать сбор данных об испытуемом для формулирования психологического диагноза.
Психологический диагноз – это структурированное описание комплекса взаимосвязанных психических свойств – способностей, мотивов, устойчивых особенностей личности. Поставленный диагноз может сопровождаться рекомендациями по развитию или коррекции изучаемых качеств и предназначаться не только специалистам (педагогам, практическим психологам и др.), но и самим обследуемым.
Основными функциями психодиагностики в системе современного высшего образования является осуществление контроля за формированием необходимых знаний и профессионально важных качеств, оценка особенностей умственного и личностного развития студентов в ходе обучения, оценка качеств самого образования.
Главной целью психодиагностики является обеспечение полноценного психического и личностного развития. Разумеется, психодиагностика делает это доступными ей способами, то есть стремится разрабатывать такие методы, которые позволяли бы оказывать помощь в развитие личности, в преодолении возникающих трудностей и т.д. ............