КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ (НОУ ВПО)
Факультет: «Социального управления»
Специальность: «Социально-культурный сервис и туризм»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: История и теория религии
По теме: «История развития свободомыслия и атеизма»
Выполнил:
Студентка 1 курса,
5-6331/1-1 группы
Голышева А. В.
Проверил:
г. Красноярск, 2008 г.
Содержание.
Вступление…………………………………………………………..…..с.3
1 Свободомыслие………………………………………………………с.5
2 Зарождение атеизма…………………………………………………с.6
2.1 Древнегреческое свободомыслие и атеизм…………………….с.6
2.2 Атеизм и свободомыслие средних веков……………………….с.7
2.3 Атеизм и свободомыслие эпохи Возрождения…………….…..с.9
3 Атеизм XVII- XVIII вв………………………………………….….с.10
3.1 Эпоха просвещения……………………………………….…….с.10
3.2 Теоретики атеизма…………………………………………………с.12
3.2.1 Фейербах………………………………………………………..с.12
3.2.2 Маркс…………………………………………………………….с.13
3.2.3 Ницше……………………………………………………………с.14
4 Свободомыслие и атеизм в России…………………………………с.15
5 Атеизм в СССР……………………………………………………….с.19
6 Атеизм в постсоветской России…………………………………….с.22
Заключение………………………………………………………………с.24
Литература……………………………………………………………….с.26
Вступление
Современный атеизм - и как социальный феномен и как форма поведения человека - не есть что-то однородное, монолитное. Этим понятием охватывается весь широкий круг явлений: от безразличия, равнодушия к религии, которое большей частью носит стихийный характер, т.е. не опирается на научное мировоззрение, до атеизма, как разновидности мировоззрения, когда неприятие религии предстает как продуманная сознательная позиция. Конечно, эта дифференциация уровней атеистического умонастроения и поведения носит весьма общий характер и не претендует на исчерпывающую полноту. Но суть дела не в ней, а в стоящем за ней явлении - возрастающем отходе людей от религии, явлении, которое находится в центре внимания представителей всех религий на всех континентах мира. Было бы ошибкой считать, что закат религиозности - следствие временного или частичного ослабления позиций той или иной религии. Знамение времени не кризис той или иной религии, а кризис религии вообще как социального института и как формы духовной жизни.
Развитие науки и ее проникновение в психологию широких слоев создало настоящую пропасть между языком религии и языком светской культуры. Ярко выраженная светская духовность- результат постоянного накопления знаний и формирование нового миросозерцания, происходивших на протяжении нескольких столетий и являющихся неотъемлемой составной частью прогресса современного научного познания. Развитие науки - это гораздо более сложный процесс, чем простое количественное увеличение знаний: знания, обогащающие сокровищницу науки, постоянно доказывают свою истинность; тесно переплетаясь с различными аспектами социальной жизни, они материализуются в практической деятельности людей. Благодаря этому наука и вызвала определенные изменения в психологическом настрое людей по отношению к себе самой и видоизменила их представления о природе и роли науки в обществе.
Отделение общества от религии не было, конечно, единовременным и четко фиксируемым актом, связанным с каким-то определенным событием в прошлом или настоящем. ............