Часть полного текста документа: Истоки российской государственности. (Критический анализ теорий происхождения российского государства) Во времена радикальной общественной ломки, на крутых поворотах истории особенно обостренно внимание к истории . В ней хотят найти ответ на вопросы, поставленные жизнью сегодня. А иные проблемы и сегодня звучат также актуально, как и много десятилетий назад. Видимо потому, что решены были не лучшим способом или вовсе не решались. Одним из таких трудных и сложных вопросов является вопрос о государстве. Который уже раз Россия за тысячелетнюю историю заново создает свою государственность. Каким оно должно быть - наше российское государство? На каких принципах должно строится? Должны ли мы на российскую почву переносить западный опыт или можно обойтись своим, национальным? И сможем ли мы, сами, без "заморских" идей и зарубежных деятелей создать свое российское государство? Эти вопросы волнуют и правительство, и политиков, и простых людей. С этих позиций выбранная нами тема реферата актуальна. Автор поставил перед собой задачу - разобраться, как решается вопрос об истоках российской государственности в историографии, на сколько состоятельны выдвинутые в исторической литературе различные теории иноземного происхождения русского государства. История любого народа начинается с государства. Возникло государство, следовательно, история народа началась. Ибо всё, что связано с государственным образованием относится к этнографии. Как же начиналась государственность на Руси? "... всё или почти всё историческое величие Руси ХI века (имеется в виду Русь эпохи Ярослава Мудрого) создано не "туземцами", а Византией..." . Характерное для зарубежной историографии утверждение. "Организация русского государственного образования не была результатом государственно-политических способностей славянства в России"; "государственной организации славяне не знали", "германский элемент проявляет в низшей расе свое умение создавать государство". Это писали норманнисты Миллер Г.Ф. , Байер Г.З. , Шлецер А.Л., Рамши Г. "Это низкопробный людской сброд, славяне, сегодня столь же не способны поддерживать порядок, как и много столетий назад, когда призывали варягов...",- уверял мир Гиммлер. Евразийцы, говоря уже о Московской Руси, утверждали, что государственность привнесена на Русь из Азии. "Татары сообщили русским мощную централизованную государственность",- Карамзин. "Татары сообщили России мощную централизованную государственность, которая вывела страну из многих бед",- Л. Гумилев. "Русские князья переняли у ордынцев упрощенную азиатскую систему управления всей империей Чингизидов",- Васильев. "Централизованная государственность обретена благодаря соприкосновению с организационной структурой татаро - монголов, благодаря заимствованию принципа "ханства",- уверяет Полиевский. Русские ученые старой школы, современные историки утверждают, что "глубокие и мощные корни российской государственности лежат в национальной почве, "элемент политической государственности представлял единственную живую сторону отечественной истории, а развитие государства составляло ее национальное своеобразие". Так, где же лежат истоки нашей государственности? На Востоке? В Европе? Или славяне - "туземцы" сами явились творцами собственной истории? Попытаемся выяснить на сколько состоятельны различные теории иноземного происхождения государства Российского. ............ |