Реферат
ТЕМА:
«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ»
Санкт-Петербург 2009
Введение
Исторический экскурс в прошлое науки и техники, вне всякого сомнения, позволяет лучше понять логику формирования и развития этой науки, приведшую к современному ее состоянию.
В XVII и XVIII веках, получили заметное развитие наука, техника и промышленность, стали прокладываться новые торговые пути и завязываться тесные политические и экономические взаимоотношения между народами, появляется острая потребность в создании более совершенной и быстродействующей техники.
Автор реферата расскажет сведения об исторических этапах развития науки и биографиях наиболее выдающихся ученых, сыгравших значительную роль в ее формировании и развитии, знакомство с историей может способствовать эффективности усвоения концептуальных положений.
Наши соотечественники демонстрировали необычные для остального мира качества: изобретательность – умение из ничего сделать что угодно, инстинктивное понимание законов природы. Увы, здесь проявилась ещё одна традиционная российская черта, сохранившаяся до наших дней в России: вечное противостояние науки и власти. Но несмотря на все преграды изобретательность в русских деятелях не умирала.
Есть изобретения, которые стоят на рубеже двух эпох развития техники. И через десятилетия, а зачастую даже через столетия, ещё острее ощущается вся значимость этих изобретений.
Перед нами встаёт величественный образ алтайского механика Ивана Ползунова. Представьте себе мир, в котором машины приводятся в действие мускульной силой или силой водяных колёс и ветряных мельниц, покорных любым капризам природы. Таким был мир техники до создания парового двигателя. Несомненно, русские изобретатели сыграли важнейшую роль в развитии науки и техники в своей стране.
1. Машины и машиноведенье
1.1 1812 год. Строители паровых машин
К началу XIX в были заложены основы русского машиностроения. На Урале тогда работало 28 казенных и 118 частных заводов, дававших ежегодно до 8 миллионов пудов чугуна, из части которого вырабатывали до 5 миллионов пудов кричного железа. Здесь добывали свыше 200 тысяч пудов меди, много золота и самоцветов. В этот период было создано много интересных машин. Прежде всего это машины для полировки снарядов.
В XX годах русским новатором Степаном Литвиновым впервые в мире была создана машина двойного действия. Борцами за новое были и всеми забытые теперь: Поликарп Залесов – изобретатель паровых турбин, модели которых он сооружал на Сузунском заводе Алтая в 1806–1813 гг.; Вяткин – строитель оригинальной паровой машины, успешно работавшей на Верх-Исетском заводе в 1815 г.; Григорий Шестаков, Павел Чистяков, Николай Беспалов, Данила Вешняков, Истомин, Петр и Иван Казанцевы и другие, принимавшие в 1817–1821 гг. участие в постройке на Пожевском заводе первых волжско-камских пароходов. Некоторую роль сыграл Чарльз Берд, на исходе XVIII в. основавший в Петербурге завод, который дал до 1825 г. 130 заводских и 11 пароходных машин, в том числе машину для первого русского парохода «Елизавета».
В 1832 г. русские механики построили первую в мире пароходную машину без балансира. ............