Министерство Сельского Хозяйства
Ульяновская Государственная Сельскохозяйственная Академия
КАФЕДРА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ
И КУЛЬТОРОЛОГИИ
РЕФЕРАТ
на тему
История возникновения буддизма
Выполнила
Ефремова Л.Г.
Ульяновск, 2009 год
Содержание
1 глава. Предпосылки возникновения буддизма
2 глава. Жизнь Будды
3 глава. Ранний буддизм
3.1 Первый буддийский собор V век до н. э.
3.2 Второй буддийский собор 383 до н. э.
3.3 Разделение на 18 школ
4 глава. Правление царя Ашоки (около 260 до н. э.)
4.1 Третий буддийский собор 250 до н. э.
4.2 Миссии Ашоки в эллинистическом мире
4.3 Распространение буддизма в Азии
5 глава. Преследование буддизма в государстве Шунга (II—I века до н. э.)
6 глава. Греческо-буддийский диалог (II век до н. э.—I век н. э.)
7 глава. Буддизм и Рим
8 глава. Подъём Махаяны I век до н. э. — I век
9 глава. Распространение Махаяны I — X века
9.1 Индия
9.2 Северная и центральная Азия
9.2.1 Средняя Азия
9.2.2 Таримский бассейн
9.2.3 Китай
9.2.4 Корея
9.2.5 Япония
9.2.6 Тибет
9.3 Юго-восточная Азия
9.3.1 Империя Шривиджая V век-XV века
9.3.2 Кхмерская империя IX-XIII века
10 глава. Возрождение Тхеравады XI век
11 глава. Распространение буддизма на запад
Библиография
Словарь терминов
Глава 1. Предпосылки возникновения буддизма (по книге Торчинов «Введение в буддологию»)
Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Обычно считается, что здесь, с одной стороны, позиции ведической религии и связанной с ней варновой (сословной) системы, обеспечивающей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в других частях Индии (то есть северо-восток Индии был как бы «слабым звеном» брахманизма), а с другой — именно здесь шёл бурный процесс государственного строительства, предполагавший возвышение иного «благородного» сословия — варны кшатриев (воинов и светских правителей — царей). А именно буддизм возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей. Здесь важно отметить, что опять же буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки. Много позднее, уже в V веке. н. э. великий буддийский учитель Васубандху, излагая в своем «Вместилище Абхидхармы» (Абхидхармакоша) социогенный миф, почти ничего не говорит о брахманах, но очень подробно описывает происхождение царской власти.
Таким образом, в Индии буддизм был «царской религией», что не мешало ему одновременно быть и формой древнеиндийского свободомыслия, поскольку носителем религиозной и вообще идеологической ортодоксии и ортопраксии было в Индии жреческое сословие брахманов. Середина I-го тысячелетия до н. э. была в Индии временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. И неудивительно, что «слабое звено» брахманизма — государства северо-востока Индии — стало опорой религиозных движений, к которым принадлежал и буддизм. ............