СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОТКРЫТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ УРОЧИЩА ТАМГАЛЫ ТАС
2. РАСШИФРОВКА ДРЕВНИХ ПИСЬМЁН
3. СЕКРЕТЫ ТАМГАЛЫ ТАС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ССЫЛОК НА ИСТОЧНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ
ВВЕДЕНИЕ
Давние торговые и политические связи Запада и Востока когда-то сформировали на обширных просторах Азии разветвлённую систему караванных дорог – Великий шёлковый путь. Веками по нему тянулись караваны, ехали купцы, послы, путешественники, шли странники. Проходил Великий Шёлковый путь и по территории Семиречья (Жетысу), расположенного вдоль хребтов Тянь-Шаня и его отрогов. Караванные дороги Семиречья давали выход в южном направлении (Ферганская долина, области Иссык-Куля, Самарканд, Бухара, Хива и т.д.), восточном (через Тянь-Шань и Джунгарские ворота во внутреннюю Монголию и Китай или через Хотан и Кашгар в Индию), западном (вдоль рек Чу и Сыр-Дарья к Каспийскому морю) и северном – в районы Алтая и Западной Сибири.
Важными транспортными узлами в Семиречье являлись места переправ через многочисленные и многоводные реки. На переправах формировались крупные стоянки, проходившие путники оставляли следы своих культур. Интереснейшим регионом Казахстана для развития туризма и углубления археологических изысканий является Семиречье, на территории которого находятся уникальные памятники культуры и истории края, а также редкие по красоте уголки природы.
Здесь сохранились сотни курганов кочевников, следы древних поселений, загадочные и недостаточно полно изученные наскальные рисунки (петроглифы). Среди последних одним из самых высокохудожественных и таинственных изображений, застывших в камне, являются фигуры божеств и надписи вокруг них на больших глыбах камней на правом берегу реки Или в нескольких километрах ниже плотины Капчагайского водохранилища, в урочище Тамгалытас, которые издавна привлекали внимание ученых-исследователей степного края.
ОТКРЫТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ УРОЧИЩА ТАМГАЛЫ ТАС
Первым исследователем Тамгалытас был Чокан Валиханов (1835 – 1863 гг.) – казахский учёный, исследователь истории и культуры народов Туркестана. Возвращаясь в 1856 году из служебной командировки по кочевьям иссык-кульских киргизов, он останавливается в укреплении Верном (ныне г. Алматы), а затем, продолжая свой путь, задерживается на Илийской переправе, осматривает и зарисовывает пером в экспедиционном дневнике выбитые на камнях хорошо сохранившиеся письмена и наскальные рисунки Будд.
В 1884 году рисунки на илийских скалах привлекли внимание хранителя музея Петербургского Университета Никольского А.М., когда он совершал поездку по реке Или. В Записках западно-сибирского отделения Русского Географического Общества он кратко сообщил о том, что на скале высечено «огромное изображение человека китайской работы».
В этом же году, в тех же Записках Русского Географического общества появилось сообщение Фишера С.В. Проплывая по реке Или на пароходе «Святой Николай», он увидел «высеченное изображение идола и надписи».
Прошло ещё 30 лет и 26 сентября 1897 года к «писаным камням» совершил специальное путешествие известный востоковед А. Позднеев. Его сопровождал чиновник при генерал-губернаторе города Верный Н.Н. Пантусов (1849-1909) – известный археолог, этнограф, фольклорист и географ, всю свою жизнь посвятивший изучению Средней Азии и Казахстана. ............