Сибирский Университет Потребительской Кооперации
Реферат
Тема: «История возникновения коммерческой деятельности в России»
Выполнила: Родькина О.
Группа М-61
Новосибирск, 2009 г.
В России становление торговли относят к 13 - 9 вв. Центрами древнерусских городов были рынки («торг», «торжище»). В 9 в. в Киевской Руси с возникновением товарно-денежных отношений ускорилось развитие торговли. Внутреннюю торговлю вели чаще всего сами производители, без посредников, внешнюю – купцы. Развитие же коммерческой деятельности в России связывают с появлением в 10 – 11 вв. торговых посредников (посреднических групп) – прасолов, офеней, коробейников, купцов. Эти термины российского происхождения трактуются следующим образом.
Прасол – посредник, который собирает товар непосредственно от производителей и направляет его в определенные торговые или сортировочные пункты, откуда этот товар поступает в более крупные распределительные центры (пункты) для последующей его продажи. По такой схеме до покупателя доходили соль, медь, воск, смола, меха, лен, т.е. товары главным образом природного происхождения со сравнительно небольшими трудовыми затратами на добычу и переработку и характерными преимущественно для России.
Офеня (коробейник) – странствующий торговец, развозящий повсюду мелочный товар. Если прасол максимально был приближен к производителям продукции, то офеня – к конечному потребителю (покупателю).
Купечество – особый социальный слой, занимающийся торговлей в условиях частной собственности. Купец осуществляет покупку товаров не для собственного потребления, а для последующей продажи с целью получения прибыли, т.е. выполняет функции посредника между производителем и потребителем (или между производителями различных видов товаров).
В Древней Руси применительно к купеческому сословию употреблялись в основном два термина – «купец» (горожанин, занимающийся торговлей) и «гость» (купец, торгующий с другими городами и странами). В 12 в. в наиболее крупных городах возникли первые купеческие корпорации (от лат. Corporatio - объединение, сообщество, т.е. общество, союз, группа лиц, объединяемая общностью профессиональных или сословных интересов) В России купеческие корпорации известны с 12 в. В 12 – 14 вв., в период феодальной раздробленности, торговля ограничивалась масштабами отдельных княжеств, однако между ними существовали торговые связи на основе естественно-географического разделения труда. Крупным торговым центром был Новгород, который вел торговлю с Западной Европой. В северо-восточной Руси со второй половины 14 века торговым центром стала Москва. В образовании Русского централизованного государства в 15 – 16 вв. имела значение торговля между княжествами. Во внутренней торговле участвовали многие социальные группы (ремесленники, крестьяне, служилые люди, дворяне, бояре), а также монастыри. Основной формой торговли в городах стали ежедневные рынки вместо еженедельных базаров. Возникли гостиные дворы. Развивались различные формы передвижной торговли, которой занимались скупщики, прасолы, коробейники и т.п. Однако остатки феодальной раздробленности и многочисленные внутренние таможенные пошлины задерживали развитие внутренней торговли.
В России путь к становлению самостоятельного и систематизированного торгового законодательства был намечен уже Соборным Уложением 1649 г. ............