Реферат:
Итоги трансформации тунисской политической системы после военного переворота З. Бен Али
События 7 ноября 1987 г. - военный переворот под руководством З. Бен Али - знаменовали собой начало трансформации тунисской политической системы. Инициатором этого процесса выступила армия. Тунис не был первой арабской страной, где предшествовавшее политическое развитие содействовало выдвижению офицерства на арену внутриполитического действия. Он лишь следовал в фарватере общих тенденций региональной эволюции. Однако в этой стране выход армии на авансцену политической жизни не был полностью идентичен подобным же явлениям в других странах Арабского Востока.
Здесь армия не стремилась прервать начавшуюся после обретения в 1956 г. независимости традицию государственного строительства. Армия сохраняла уже сложившиеся институты государственной власти. Лозунги политической демократии, к которым она апеллировала, не были ни абстрактными, ни окрашенными в тона социальной справедливости. Длительные контакты с Францией - одной из наиболее развитых демократий Запада - как и общая ориентация на использование европейских моделей развития имели для Туниса времени после 1987 г. принципиальное значение.
Вмешательство армии во внутриполитическую жизнь Туниса было призвано, по мысли организаторов государственного переворота, исправить наиболее вопиющие проявления последствий предшествовавшей эволюции страны. При этом армия действовала в обстановке, которая встречала понимание и поддержку всех слоев национального социума. Речь шла о коррупции в высших эшелонах государства, монополизации власти Социалистической дестуровской партией (СДП). Наконец, проблема реформирования политической системы, ставившаяся Зин аль-Абидином Бен Али сразу же после отстранения Хабиба Бургибы, включала в себя и ликвидацию недостатков в реализации курса на создание в стране обстановки политического плюрализма.
Идея политических реформ не была связана с именем нового тунисского лидера. Еще в 1981 г. его предшественник X. Бургиба заявлял, что "народ достиг высокой степени зрелости, и страна готова к восстановлению системы политического плюрализма. В стране нет больше препятствий к формированию различных политических и общественных организаций при условии, что они обязуются служить высшим интересам страны, соблюдать конституционную законность, отбрасывать насилие и фанатизм и что они не будут ни идеологически, ни материально подчинены какой бы то ни было иностранной партии".
Тем не менее, курс на создание политического плюрализма, провозглашавшийся президентом X. Бургибой, не становился предметом его адекватной реализации. Речь шла, конечно, не только о том, что на пути эволюции курса на создание плюралистического общества были изначально поставлены очевидные преграды. Они заключались в том, что деятельность иных, недестуровских политических партий и организаций не могла развиваться, если эти партии в своих программных установках и практике исходили из принципов конфессионализма, регионализма или открытой ориентации на внешнюю силу. Преграды такого рода были в целом понятны и объяснимы.
Переход к проведению курса либерализации в сфере внутриполитической жизни требовал сохранения незыблемости основ конституционного строя государства, стабильности и целостности его территории. ............