Часть полного текста документа:Иван Андреевич Милютин Иван Андреевич Милютин. Крупный промышленник-судовладелец, экономист, купец и блестящий публицист, государственный деятель, один из лидеров партии "октябристов" и череповецкий Городской голова, действительный советник Иван Андреевич Милютин родился 8 апреля 1829 года в Череповце. Родился Иван Андреевич в мещанской семье, в той части Воскресенского проспекта, которая называлась ещё "Благовещенской половиной" и где проживали так называемые "буржуа" - земледельцы, торговцы, судовладельцы. В "аристократической" же стороне, бравшей начало от Воскресенского собора, обосновалась знать: дворяне, управляющие городом в силу своего привилегированного положения. Отец умер рано и братья Милютины (младший Василий родился на два года позже) в совсем юном возрасте унаследовали тяжелейший родительский промысел, Вскоре приволжским купцам стало ясно, что в лице молодых коммерсантов они имеют удачливых конкурентов. В 1853 году купца III гильдии И. А. Милютина избирают бургомистром города, а с апреля 1861 г. он стал городским головой. В этой должности он пробыл 46 лет, до самой смерти. К моменту своего избрания Иван Андреевич и его брат Василий уже были владельцами сотни судов, в том числе первого пассажирского парохода "Смелый". В том же 1861 году братьями был приобретен пароход "Филипп Ирапский", который положил начало буксирному пароходству. Если раньше суда двигались по Мариинской системе на конной тяге - а это приводило к тому, что берега были вытоптаны, трупы павших лошадей распространяли зловонья и болезни (вплоть до сибирской язвы) - то теперь этому пришел конец. В 1863 году на Шексне появились 7 пароходов-туэров. Такой пароход движется по тяжелой цепи, проложенной вдоль русла реки. Цепь наматывается на барабаны, которые вращаются от привода судовой машины. Таким образом, туэры сами себя проталкивают. К ним (т.е. пароходам) можно прицеплять баржи с грузом. Эти пароходы принадлежали франко-российской компании, которая потерпела неудачу со своей идеей цепной буксировки судов. Братьям Милютиным удалось взять туэры в аренду на очень выгодных условиях и приспособить их для собственных нужд. Кроме того, во второй половине 60-ых годов они имели 40 собственных пароходов и 500 грузовых судов. А после открытия дока и механического завода братья начали строить суда дальнего плавания, совершавшие рейсы по Шексне, Волге, а также через Петербург за границу. В конце 50-х и начале 60-х годов Милютины выходят на первое место по численности речного грузового флота, а на линии Рыбинск-Череповец-Чайка появляется первый пассажирский пароход Милютиных. В навигацию 1867 года пароходством братьев было проведено 486 судов с грузом 6804000 пудов при помощи 15 собственных и 11 арендованных буксиров. Это составило 18% всех судов и 21% всех хлебных грузов, прошедших по Шексне. Удачливость молодого купца открывает перед ним двери в Городской магистрат. В 25 лет он становится бургомистром, а в 1861 году избирается Городским головой Череповца с населением 3000 человек, очень напоминающим деревню. Дела свои на новом поприще Иван Андреевич начинает совершенно по-русски, как говорится, "помолясь", с восстановления полуразвалившегося Благовещенского собора, "Мы возобновили его без роскоши, как для молитвы и духовного утешения в горе и печали..." Создание городского общественного банка с капиталом в 10500 рублей стало следующим. ............ |