Часть полного текста документа:МОСКОВСКОЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ № 10 предмет: История культуры Москвы Доклад по теме: "Из истории народного образования города Москвы" Учащейся группы 11В Чигириновой Светланы В феодальной Москве письменность и образование были привилегиями духовенства и знати. В московских и подмосковных монастырях, княжеских и боярских домах велась переписка и перевод книг, подготовка книжных писцов из монахов и светских доброхотов. Мальчиков обучали книжным хитростям в монастырских и церковных школах и на основании договора у частных мастеров грамоты. Деловые бумаги того времени - завещательные письма, межкняжеские договоры и др., а также летописи и летописные своды конца 14 нач. 15вв. свидетельствуют о распространении не только церковной грамотности. В Москве читали, кроме церковных книг, светские прозаические и поэтические произведения - "Слово о полку Игореве", "Задонщину", "Слово о Мамаевом побоище", и др. С конца 15 в, когда Москва превращается в столицу русского централизованного гос-ва. Для приказов , новых административных учреждений требовались образованные дьяки, подъячие, переводчики, писцы. Грамотность и образование все глубже проникает в среду дворянства и состоятельных слоев купеческого и ремесленного населения. Большое влияние на развитие культуры и просвещения оказало возникновение в сер. 16 века книгопечатания в Москве . Москва с древнейших времен являлась центром русского книжного дела. Старейшая известная московская рукописная книга - Сийское евангелие 1339г. В 14 -16вв. в Москве работали рукописные мастерские, тесно связанные со школами рус. живописцев Феофана Грека, Андрея Рублева и др. В сер. 16в. около 1553г. в Москве в Китай-городе основан печатный двор - первая московская государственная типография. Первые книги изданные здесь не имели выходных данных, поэтому типографию называют еще и " анонимная типография". 1 марта 1564г. И.Федоров и Петр Мстиславец в гос. Моск. Типографии Печатный двор выпускают первую точно датированную и имеющую выходные данные печатную книгу "Апостол" - образец высокого типографского искусства. До конца 17в. здесь было напечатано свыше 500 книг, среди которых были светские книги , в том числе - учебники. В 17в. рукописные учебные пособия ( псалтыри, часословы, азбуковники) все более вытесняются печатными. Для печатных букварей , в которых кроме азбуки давались первоначальные сведения по грамматике, арифметике, тексты для чтения, образцом служила первая славяно-русская азбука И.Федорова, напечатанная им во Львове в 1574г. В 17в. популярны были такие учебники, как Букварь Бурцова-Протопопова, "Букварь языка славенска..." Симеона Полоцкого, Букварь Поликарпова для школ со славянской, греческой и латинской азбукой, "Грамматика" Смотрицкого -по ней учился Ломоносов и др. Правила поведения детей в школе, в церкви, за столом, во время игр, при встрече со взрослыми и т.д. нашло свое отражение в рукописном пособии Славинецкого "Гражданство обычаев детских". С 16 в. наблюдается рост числа школ грамоты при монастырях, церквах и частных школ. Открываются школы повышенного образования - грамматические, греко-латинские и др. В них изучаются славянская грамматика, литература, риторика, греческий и латинский языки и др. В 1648г. боярин Ртищев открывает школу "словесных наук" (греко-латинскую) при Андреевском монастыре, в 1653г. ............ |