Меньшиков В. М.
XIV век – драматичное, но вместе с тем и уникально благоприятное время в истории России, потому что с XIV в. начинается духовный подъем Руси. Духовное возрождение русского народа позволило сделать успехи во всех остальных сферах: культуре, экономике, политике и т.д. Духовное возрождение позволило восстановить душу русского человека, укрепить и поднять дух народа, упрочить нравственные основы общества, преобразить семью. «В XIV – XV вв. постепенно складывается семейный быт русского народа с сильной властью отца, с высоким нравственным авторитетом матери, о котором много пишут в посланиях и грамотах XIV и XV вв.». С XIV начинают появляться первые русские поучения о семье, ставшие основой для создания в XVI веке «Домостроя».
Со второй половины XIV в. происходит культурный подъем Руси. Создаются творения, многие из которых представляют выдающееся явление. Поэтому не случайно, что это время получило название «русского Предвозрождения». Крайне важно отметить и то, что в качестве основы своего делания творцы «русского Предвозрождения» выбирают свою национальную культуру, культуру первых веков христианства на Руси, культуру Киевской Руси, а не древнюю культуру Греции и Рима, как это имело место в эпоху Возрождения в Западной Европе. Д.С. Лихачев пишет: «Знаменательно, что в поисках опоры для своего культурного возрождения русские, как и другие наиболее передовые народы Европы, обращаются к древности, но к древности не классической (Греция, Рим), а к своей, национальной. К концу XIV – началу XV в., в связи с борьбой Руси за свою национальную самостоятельность, во всех областях русской культуры возникает интерес к эпохе былой независимости. Этот повышенный интерес к «своей античности» – к старому Киеву, к старому Владимиру, к старому Новгороду отразился в усиленной работе исторической мысли, и составлении многочисленных и обширных летописных сводов, исторических сочинений, в объективном внимании к произведениям XI – начала ХIII вв.: к «Слову о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона, «Повести временных лет», к «Слову о полку Игореве», к «Киево-Печерскому патерику» и т.д. Идеи обращения к времени национальной независимости, сказавшиеся и в письменности, и в архитектуре, и в живописи, и в политике, имели глубоко народный характер. В этом убеждает русский былевой эпос, где эти идеи сказались в главной мере».
Расширяется книжное дело, растут библиотеки. Славятся библиотеки князей, особенно московских. Как центры книжности известны многие монастыри, особенно на Севере.
Постепенно идет собирание русских земель вокруг Москвы, растут города, укрепляется политическая мощь государства.
Олицетворением всех этих перемен стала победа русского народа в Куликовской битве.
Своим духовным возрождением русский народ обязан Русской православной церкви. Этот период связан с именами многих выдающихся деятелей православной церкви. Но центральной фигурой по праву считается Сергий Радонежский, ставший олицетворением русской святости.
Все эти перемены прямо сказались на русском педагогическом сознании, образовании и воспитании.
Педагогическое сознание России XIV – XVII вв.
Ведущим типом сознания в этот период является нормативное педагогическое сознание.
Сергий Радонежский. Воплотил в себе лучшие качества русского человека. ............