Часть полного текста документа:Из истории возникновения и развития понятия "гражданское общество" Марина Демидова Тема формирования в России гражданского общества в современных СМИ стала подниматься сравнительно недавно, может быть, года 2-3 назад. Чаще всего можно наблюдать, что в понятие "гражданское общество" журналисты вкладывают весьма неопределенное содержание. Исторический экскурс в философию позволит определиться с теорией этого вопроса, что, на наш взгляд, в данный момент весьма полезно, особенно для журналистов... Античная мысль, пытаясь раскрыть тайны бытия, не оставила без внимания вопрос о человеке и обществе. Какие силы управляют общественным развитием? Как соотносятся личность, общество и государство? Каким должно быть идеальное общественное устройство? Все эти вопросы ставила перед собой античная философия. И философы IV в. до н. э. Платон и Аристотель уже рассматривали их в своих трудах. Главная тема философских работ Платона Афинского (428 или 427-348 или 347 гг. до н. э.) - стремление к совершенному: размышления о совершенном человеке, совершенном государстве. Платон считал, что пока государство далеко от идеала, нельзя надеяться на внутреннее преображение, развитие человека. Он уделял много внимания теме идеального государственного устройства, считая, что идеальное государство возможно лишь при совершенном распределении общественных обязанностей. Такое государство включает в свою структуру общество, а не противостоит ему. Российский историк Д.В. Панченко писал: "Платон, возможно, был одним из первых людей, осознавших свой конфликт со временем. Его ответ был, во всяком случае, оригинальным и притом имевшим великое будущее: усилиями мысли и воображения он стал последовательно разрабатывать альтернативную действительность - действительность идеала" [1]. К важнейшим чертам такого идеального государства (полиса) Платон относил автократию, неизменность и постоянство, гармонию, основанную на разуме и справедливости, последовательное разделение труда в рамках строгой иерархии. Также считал важным единство и солидарность всех граждан, закрытость от внешнего мира, способного оказать на него разрушающее воздействие, подчинение личности обществу для достижения личного блага. Главное - заботиться о вечной красоте полиса, важно благо целого, а не частей. Одним из основных принципов такого государства он считал справедливость, благодаря которой можно внести гармонию в хаос мироздания. "Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость... Справедливостью будет - и сделает справедливым государство - преданность своему делу у всех сословий... причем каждое из них будет выполнять то, что ему свойственно", - пишет философ [1]. В государственном организме каждый человек рассматривается им как отдельная клетка, которая должна выполнять определенные функции. "Закон ставит своей целью не благоденствие какого-нибудь слоя населения, но благоденствие всего государства, - пишет мыслитель. - То убеждением, то силой обеспечивает он сплоченность всех граждан, делая так, чтобы они были друг другу взаимно полезны в той мере, в какой они могут быть полезны для общества" [2]. Такое распределение обязанностей, по мнению Платона, сплачивает общество, а значит и государство. ............ |