Часть полного текста документа:Изобретать по правилам Виссарион Григорьевич Сибиряков Задавали ли Вы себе когда-нибудь вопрос: "Бывают ли нетворческие профессии?" Какие? Фрезеровщик на заводе приделал несколько линз и зеркал к обычному станку. Теперь он, даже не поворачивая головы, видит все шкалы, не надо "нырять" к нониусам, терять время, сбиваться с темпа работы. Производительность выросла в 3 раза! Это творчество? Ткачиха выбрала оптимальный путь от станка к станку, вовремя оказывается там, где кончается нить на бобине. Теперь она обслуживает вдвое больше станков. Это творчество? Обыкновенный дворник изучает "повадки" своего участка, локальную "розу ветров", снежные заносы. Использует бесплатные ресурсы: летом ребятишки с удовольствием поливают газоны и чистят тротуары струей воды из шланга. А дворник сидит в сторонке и творчески покуривает... По-моему, труднее всего "творить" диктору телевидения и суфлеру: все расписано по секундам! Но вот случай: на сцене должен раздаться выстрел, "но громыхальщик" за кулисами уснул. После третьей осечки растерянного артиста суфлер прошипел: "Да заколи ты его!" - Зрители и не заметили "накладку"... Чем определяется "потенциал" страны в мировом сообществе? - Сырьевой базой, ресурсами, уровнем производства, армией... - Все это правильно, но лишь для сегодняшнего среза времени. А раньше? Почему мы смогли победить в войне, хотя были лишены многих ресурсов - трудовых, сырьевых, производственных? Более того, наша техника за годы войны стала намного лучше, совершеннее, а немецкая - хуже, хотя у них-то с ресурсами было все в порядке... Какой танк был лучшим во Второй Мировой войне? Наш "Т-34", а не 200-тонный "Маус" Фердинанда Порше. А лучший самолет? - "ЛА-5", а не "Мессершмит". Как же это удалось: получить в условиях очень жестких ограничений качественно новые технические решения? Часто говорят: "Голь на выдумки хитра!" Правильно! Жесткие ограничения приводили неявно к так называемым "идеальным решениями". После войны Черчилль сказал: "Потенциал страны определяется количеством новых идей в головах ее людей". Эту истину затем многократно переоткрывали. Творчество есть везде, в любой профессии. Надо лишь отыскать, увидеть его место в профессии. Что мешает этому? Причин, наверное, много... Одна из них - традиционный способ поиска новых решений - метод проб и ошибок (МПиО). Метод проб и ошибок Что же это такое? Суть МПиО заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения задачи. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается, а вместо нее выдвигается новая. Правил поиска нет: ключом к решению может оказаться любая идея, даже самая дикая. Нет и правил первоначальной оценки идей: заслуживает она проверки или нет - об этом приходится судить субъективно. МПиО вполне пригоден для решения несложных задач. Но что делать, если решение спрятано среди сотен или тысяч всевозможных вариантов? Выход для многих известен: надо думать, думать и думать о своей задаче. В конце концов придет вдохновение, за ним - озарение... Задача будет решена. (Очень полезно и заранее иметь кое-что за душой, талант, например). Вывод: надо всячески способствовать самому процессу думанья. ............ |