Часть полного текста документа: ИЗОБРЕТЕНИЕ ЯЗЫКА: КОНЦЕПЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЯЗЫКА ОТ ДЕМОКРИТА ДО А.СМИТА Оглавление Понятие языка. Первоначальные формы его выражения Демокрит и эпикурейцы Витрувий Проблема происхождения языка в свете эпохи Возрождения Теория общественного договора Т.Гоббса Этапы становления речи (Пьер Луи Мопертюи). Концепция Э.Кондильяка Стихийностя возникновения языка (Ж.-Ж.Руссо) "Соображения о происхождении и формации языков" А.Смита. Концепция В.Вундта Корни языка в физических действиях Заключение Список литературы Понятие языка. Первоначальные формы его выражения Язык - наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которымвладеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа. Язык родился из естественных звуков. Уже каждый крик - своего рода язык. Человектрудился над совершенствованием этого важного, хотя еще и весьма примитивного средства общения, стремясь придать крику некую форму. Крик при этом распадалсяна свои составные части; так появился ряд звуков, которые сначала являлись только особыми звуковыми оттенками крика. Звуки обособлялись от крика, опятьсрастались в звуковые образования и превращались в основы слов, при этом пантомимический характер звуков играл решающую роль. Такой звуковой комплекс,как, например, "хо", мог уже столь отчетливо отличаться от других звуковых комплексов ("ха", "хе" и т.д.), что возникалапривычка связывать его с наличием и появлением какого-то определенного предмета. Поэтому, когда появлялся этот предмет, появлялся как бы сам по себе ив одной и той же форме этот звуковой комплекс. Данный процесс обратим: восприятие звукового комплекса влечет за собой возникновение представления опредмете. Звуковой комплекс превращается в магическое слово, обладающее способностью совершать колдовство с предметом (в мышлении первобытных народов представленияи реальность еще весьма и весьма различаются). Язык еще и сегодня рассматривается в некоторых случаях как обладающий магической силой("заговаривание", заклинание, молитвы и т.д.). Демокрит и эпикурейцы Демокрит связывал возникновение языка с образом жизни первобытных людей и с их нуждами. Он такпредставлял себе возникновение человечества. Сначала у людей была жизнь, похожая на звериную. Они вразброд выходили на пастбища и питались травой иплодами деревьев. Страх перед зверями заставил их объединиться и помогать друг другу. Голос их первоначально был нечленораздельным и бессмысленным, нопостепенно они перешли к членораздельным словам, установив друг с другом символы для каждой вещи, и тем самым создали средство для изъясненияотносительно всего. Хотя, как мы помним, Платон устами Сократа назвал грубым соображение о договоре между людьми именовать так или иначе вещи. Для Платона,создателя мира идей и государства философов, древние люди были ничтожными и неспособными ни придумать имена, ни договориться об их значении. Договорнаягипотеза, предполагающая естественное, на основе человеческих потребностей появлениеимен, более созвучна материалистическому мировоззрению. И впервые онабыла сформулирована за век до платоновского "Кратила" знаменитым философом-материалистом античности Демокритом (V-IV вв. до н.э.). Его энциклопедические знания, глубина мышления,широта философского охвата вопросов (по словам Аристотеля, он "размышлял обо всем") создали ему большой научный авторитет среди философов. ............ |