ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственный университет»
Экономический факультет
Кафедра современного естествознания
ТВОРЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: "Концепции современного естествознания"
Кемерово
2006
Введение
Естествознание – неотъемлемая и важная часть духовной культуры человечества. Знание его современных фундаментальных научных положений, мировоззренческих и методологических выводов является необходимым элементом общекультурной подготовки специалистов в любой области деятельности.
Цель написания данной творческой контрольной работы – это дать представление на примерах о принципах системности, научных революций, глобальном эволюционизме, уровнях организации мира, всеобщих методах научного познания в естествознании.
Задачи:
1. Привести примеры и дать описание 10 природных объектов как систем.
2. Привести примеры исторической смены парадигм.
3. Привести 5 примеров теорий эволюции природных систем, как доказательства справедливости принципа глобального эволюционизма.
4. Дать описание основных характеристик природных объектов (масса, размер, время и температура). Привести примеры реальных объектов на уровне мегамира, макромира, микромира.
5. Привести примеры применения общенаучных методов познания (синтеза, анализа, дедукции, индукции, абстрагирования, аналогии, обобщения, классификации и моделирования) из области физики, химии, биологии, экологии и обществознания.
1. Принцип системности в естествознании
Схема экологической системы
2. Описание экосистемы пресного водоема
Растительными остатками и развивающимися на них бактериями питаются простейшие, которых поедают мелкие рачки. Рачки, в свою очередь, служат пищей рыбам, а последних могут поедать хищные рыбы. Пищевые цепи сложно переплетены. Если какой-нибудь член биогеоценоза выпадает, то система не нарушается, так как используются другие источники пищи. Чем больше видовое разнообразие, тем система устойчивее.
3. Описание экосистемы широколиственного леса
Между растениями происходит усиленная конкуренция за основные жизненные условия: пространство, свет, воду с растворенными в ней минеральными веществами. Верхний ярус образуют наиболее светолюбивые древесные породы: дуб, ясень, липа. Ниже располагаются сопутствующие им менее светолюбивые деревья: клен, яблоня, груша и др. Еще ниже расположен ярус подлеска, образованный различными кустарниками: лещиной, бересклетом, крушиной, калиной и т.п. Наконец, на почве произрастает ярус травянистых растений. Чем ниже ярус, тем более теневыносливы образующие его растения. Ярусность выражена также в расположении корневых систем. Деревья верхних ярусов обладают наиболее глубокой корневой системой и могут использовать воду и минеральные вещества из глубинных слоев почвы.
4. Описание экосистемы млекопитающих широколиственного леса
В дубравах очень много потребителей из мира животных, от простейших до высших позвоночных – птиц и млекопитающих.
Среди млекопитающих пищевую цепь, например, составляют растительноядные мышевидные грызуны и зайцы, а также копытные, за счет которых существуют хищники: ласка, горностай, куница, лиса, волк. ............