СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы отношений и предпочтений в классном коллективе....................................................................................................... 4
1.1.Роль эмоциональных предпочтений и референтных отношений в структурировании коллектива....................................................................................................... 4
1.2.Межличностные отношения и отношение к совместной деятельности как показатели психологического климата классного коллектива......................................... 9
Глава 2. Описание исследования предпочтений и отношений в классном коллективе 17
2.1.Методические основы исследования, контингент испытуемых............. 17
2.2.Представление данных, результаты и выводы...................................... 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.......................................................... 27
ВВЕДЕНИЕ
Коллектив – это не просто сумма индивидов, а это особый единый целостный организм, живущий по своим законам. Именно взаимосвязи, отношения и предпочтения дают возможность коллективу приобрести определенную структуру, эмоциональный тон, особый «дух».
Нельзя не учитывать в школьном воспитании влияние коллектива. А для этого необходимо знать, согласно каким закономерностям он структурируется и функционирует, в каких феноменах проявляется. Это знание дает возможность учителю или школьному психологу находить новые воспитательные пути, методы, приемы. Позволяет строить воспитательную работу с детьми и подростками с учетом знания закономерностей развития коллектива и развития каждой отдельной личности в нем.
Объектом данной курсовой работы является классный коллектив. Предметом данной курсовой работы являются отношения в классном коллективе, проявляющиеся в предпочтениях.
Цель курсовой работы выявить наиболее значимые отношения и предпочтения в классном коллективе.
В курсовой работе проверяется гипотеза: каждый член классного коллектива имеет референтную группу одноклассников, которой отдает предпочтение.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1) Изучить научную литературу по заявленной теме;
2) Провести референтометрическое исследование конкретного классного коллектива;
3) Проанализировать полученные данные;
4) Сделать выводы и описать результаты.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы отношений и предпочтений в классном коллективе 1.1.Роль эмоциональных предпочтений и референтных отношений в структурировании коллектива Очевидным является тот факт, что члены коллектива находятся в каких-либо взаимоотношениях. Эти отношения постороннему наблюдателю открываются далеко не сразу. Иногда требуются специальные методы для того, чтобы распознать их качество и значение для жизни группы. А.В. Петровский пишет: «…за не различаемой извне дифференциацией лежит незримая картина межличностных предпочтений и выборов, престижа и статусов, которые обнаруживаются либо в результате длительного, систематического и пристального педагогического наблюдения, либо путем экспериментального изучения». ............