Введение Одной из наиболее важной составляющей общей психологи является возрастная психология. Возрастная психология изучает особенности психологического развития человека в онтогенезе. Мы выбрали для изучения психологию юности, в силу того что, именно в это период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений юноши с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учебе, устанавливается определенная взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.
Актуальность. С развитием международных отношений изучение иностранных языков приобретает большую значимость. Большое значение при изучении иностранных языков имеет интерес, возникающий на основе осознанной мотивировки. Интерес и мотивировка неразрывно связаны с физиологическими процессами высшей нервной деятельности. С позиций нейрофизиологии создание интереса и мотивировки характеризуется возникновением в коре больших полушарий очага сильного раздражения. То, что вступает во взаимодействие с ним, включается во временные связи и соответствующим образом закрепляется.
Мотивация деятельности характеризует собой отношение человека к тому или иному проявлению действительности и связана с возникновением потребности в достижениях. Интерес есть выражение направленности сознания человека в силу наличия у него взаимосвязанных систем отражения действительности. Если такая связь существует, процесс достижения потребностей (изучение иностранных языков) совершается активно, если она нарушается, то интерес ослабевает, а затем может исчезнуть совсем. Т.е. интерес и мотивы являются для процесса достижения потребностей основой, на которой возникают, закрепляются и развиваются знания, навыки и умения школьников.
Исследованиями по данной проблеме занимались такие учёные как: Верещагин Е.М., Выготский Л.С., Кенкманн П.О.
Таким образом, выделим объект и предмет исследования.
Объект исследования – старшеклассники, изучающих два иностранных языка (билингвисты).
Предмет исследования – психологические особенности мотивационной сферы личности старшеклассника.
На основе объекта и предмета сформулируем цель исследования: изучить и обобщить основные потребности в достижениях старшеклассников – билингвистов.
Гипотеза. Для старшеклассников изучающих два иностранных языка характерна высокая потребность в достижениях, которая обеспечивается такими особенностями темперамента как эричность, социальная эричность, социальный темп, темп. Мы предполагаем, что преобладающие эмоции у старшеклассников–билингвистов будут праксическая, коммуникативная и гностическая эмоции, что определяет их склонность к переводческой деятельности.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение профессиональной направленность старшеклассников–билингвистов.
3. Изучение общей эмоциональной направленности старшеклассников-билингвистов.
4. Изучение предметно–деятельного и коммуникативного аспектов темперамента.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
· Анализ психолого-педагогической литературы.
· Тестирование.
· Опрос.
Нами были использованы такие методики, как «тип общей эмоциональной направленности», «диагностика свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента (опросник ОСТ В.М. Русалова) и «взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности (тест Дж. Голланда).
Теоретическая значимость данной работы заключается в обобщении и уточнении существующего материала по проблеме изучения потребностей в достижениях и их влияние на психологические особенности личности старшеклассников-билингвистов.
Практическая значимость состоит в том, что теоретический материал и результаты эмпирического исследования могут быть использованы при проведении занятий на факультете иностранного языка, при организации работы с учениками, изучающими два иностранных языка.
Структура работы – данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1.
2.1. ............