Часть полного текста документа:Изучение психологической готовности к материнству Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка Изучение готовности к материнству в последние годы ведется в разных аспектах: в плане социологических исследований позднего материнствования и материнствования несовершеннолетних ([11] и др.); при исследовании факторов риска психической патологии ребенка в связи с социальными и психическими аномалиями матерей ([2,с.29,30; 3; 4, с.35-42] и др.); в филогенетическом аспекте [6]. Исследуются значимые личностные характеристики будущей матери [1O, с.469-489; 12,с.81,82], разрабатываются опросники, выявляющие отношения родителей к неродившемуся ребенку [8,с.167-183], изучаются факторы, влияющие на материнское поведение [9,с.460-463]. Несмотря на слабую изученность проблемы пренатального развития, предпринимаются попытки организации пренатального воспитания в русле идеологии психоанализа и трансперсональной психологии [7, с.21-37]. При всем разнообразии подходов к изучению "материнствования" (mothering) систематического исследования связи готовности к материнству, реального материнского поведения и развития ребенка не проводилось. Поэтому вопрос о ведущих факторах, обеспечивающих эту связь, остается открытым. Он и стал предметом настоящего исследования. Предлагаемый подход основывается на концепции генезиса общения ребенка со взрослым, разработанной М.И. Лисиной (1986), и исходит из представления о ведущей роли субъектно-ориентированного общения в психическом развитии младенца. Такого рода общение возможно лишь при отношении взрослого к ребенку как к субъекту, личности, в противоположность "объектному" отношению, когда младенец выступает для него преимущественно как объект ухода (педагогических, медицинских и других воздействий) [5; 1,с.167-217]. На этом основании мы предположили, что субъектное отношение к ребенку может оказаться стержневым фактором в структуре психологической готовности к материнству, проецироваться в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивать наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребенка с матерью, особенности становления у него образа себя и потребности в сопереживании. В исследовании решались следующие задачи: 1) разработать методы исследования и определения уровня психологической готовности к материнству; 2) разработать методы определения типа материнского поведения; 3) сопоставить экспериментальным путем уровни психологической готовности к материнству, материнского поведения и психического развития младенцев. Для определения уровня психологической готовности к материнству использовались рисуночные тесты, специально разработанная анкета для беременных, индивидуальные беседы. Обследовались 3O женщин на восьмом-девятом месяце беременности, посещавших женские консультации. Определение типа материнского поведения проводилось путем анкетирования тех же матерей в послеродовом периоде, в первые дни выписки из родильного дома, при достижении ребенком возраста одного и трех месяцев. Для каждого этапа разрабатаны специальные анкеты с целью выявления превалирующего (субъектного или объектного) отношения матери к ребенку в разных сферах взаимодействия. ............ |