План-конспект урока литературы в 7А классе
Учитель: Баженова Анна Александровна
Дата проведения: 19.03.2010 г.
Тема урока: Творчество А. Чехова. Рассказы «Хамелеон» и «Злоумышленник»
Вид урока: Урок анализа текста.
Цель урока: познавательная – углубление понятий о юморе, сатире, псевдониме, о жанре рассказа; обнаружить способы и средства создания комического в ранних рассказах А.П.Чехова закрепление материала по биографии и творчеству писателя;
практическая – проведение анализа сюжетно-композиционных особенностей рассказов «Хамелеон» и «Злоумышленник»; формирование умений и навыков пользования словарём, совершенствование навыка анализа текста; развитие и совершенствование коммуникативных умений;
общепредметная – на основе эпиграфа и языкового материала объяснить учащимся то, что хотел сказать автор своими рассказами; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, видеть главное.
Оборудование:
- Учебник-хрестоматия по литературе для 7 класса. В 2 ч. Ч.2./авт.-сост. В.Я. Коровина;
- Портрет А.П. Чехова, иллюстрации к рассказам, материал, презентуемый с помощью проектора.
Литература и источники:
- Коровина В.Я.Литература. 7 класс. Методические советы;
- Фонохрестоматия по литературе к учебнику В.Я. Коровиной. 7 класс.
- Золотарёва И.В., Егорова Н.В.Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс;
- Агеева И.Д. Литературные забавы на уроках и праздниках;
- Журнал «Литература в школе» №1,2000 г., статья Э.Ф.Володина «Злоумышленник» А.П. Чехова. О двух системах миропонимания»
- http://school-collection.edu.ru/
- http://www.uchportal.ru/
- http://www.a4format.ru/
- http://tv.wep.ru
План урока.
I. Организующее начало. (1 мин)
II. Повторение изученного. (10 мин)
1. Объявление темы и цели урока.
2. Проверка знаний по биографии и творчеству писателя, по жанру рассказа.
III. Анализ рассказа «Злоумышленник». (10 мин)
IV. Анализ рассказа «Хамелеон». (18 мин)
V. Просмотр видеофрагмента (3 мин)
VI. Заключение. (3 мин)
1. Подведение итога урока.
2. Задавание на дом.
Ход урока
1. Организующее начало. (1 мин)
Литературные загадки.
С буквой «Я» - это шторм, изверженье,
Наводненье, паденье кометы,
А без «Я» - то плоды вдохновенья,
Что нам дарят любовно поэты. (Стихия - стихи)
На церкви ПЕРВАЯ блестит,
И крест резной на ней стоит.
У государства есть ВТОРАЯ,
Народ её весь выбирает.
А ТРЕТЬЮ в книжке вы найдёте
И за полчасика прочтёте. (Глава.)
Её поэты сочиняют,
Царям, героям посвящают. (Ода.)
2. Повторение изученного
- Тема нашего сегодняшнего урока: Творчество А.П. Чехова. Рассказы «Хамелеон» и «Злоумышленник».
Цель урока – познакомиться с этими произведениями, проанализировать и разобраться в них.
Эпиграф к нашему уроку я записала на доске, а вы запишите его себе в тетрадь:
Я хотел только честно и откровенно сказать людям:
посмотрите на себя, посмотрите, как вы плохо и скучно живёте.
А.П. Чехов
- Итак, ребята, что вы знаете о Чехове? Кто он такой? В каком веке жил?
(Прошло уже 150 лет со дня рождения А.П.Чехова и более ста лет со дня его смерти, а его произведения по прежнему доставляют радость, вызывают смех и грусть, заставляют задуматься о смысле жизни. ............