Часть полного текста документа: ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ Исторический факультет Кафедра всеобщей истории Полещенко Д.А. Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов на уроках истории. Дипломная работа студента 5 курса исторического факультета Научный руководитель кандидат исторических наук, доцент Гранина Л.В. Орел, 2000 г. Содержание Стр. Введение Глава I. Основные тенденции развития культуры СССР 20-30-х годов и факторы влияющие на особенности ее развития 1. Теоретические разработки основ новой культуры. 2. Сложившаяся школа рассмотрения вопросов развития культуры 20-30-х годов в исторической науке советского периода. 3. Новые подходы к рассмотрению вопросов культуры СССР 20-30-х годов в работах современных историков. 4. Общие проблемы развития культуры 20-30-х годов в СССР в искусствоведческих работах. Глава II. Изучение вопросов развития культуры Советского Союза 20-30 годов ХХ века в учебной методической литературе. 1. Анализ учебной литературы 2. Изучение вопросов развития советской культуры 20-30-х годов в научно-исторической литературе Глава III. Экспериментальная разработка уроков по теме: "Изучение вопросов развития советской культуры в 20-30-х годах на уроках истории". Заключение Литература Приложение Введение В настоящее время наблюдается процесс изменения системы исторических взглядов, начавшийся более 10 лет назад. Историки постепенно отходят от формационного подхода к изучению истории, лидирующие позиции в последнее время занимает цивилизационный подход. В связи с этим изменяется вся структура исторического знания, все большее внимание уделяется проблемам развития культуры, проблемам взаимовнимания культуры и общества, его социальной структуры, типа государственного устройства, ареала обитания. Появление новых точек зрения, изменение отношения к культуре в сторону повышения интереса к ней рождают новые подходы, не нашедшие отражения в школьных учебниках. Появление новых типов школ, в программу которых введены расширенные блоки информации по культуре, так же обуславливает необходимость создания единой концепции преподавания вопросов развития культуры в школьном курсе истории. Существующие в настоящее время школьные учебники и учебные пособия не сорентированы на раскрытие данной проблемы. В практике преподавания блока информации по культуре среди учителей отсутствует единая система, что приводит к отсутствию у учащихся унифицированной концепции по данному вопросу. Учителя в основном однотипно подходят к выбору методики. Как правило это лекции учителя и сообщения учащихся по тому или иному вопросу. Методический аппарат по проблеме изучения вопросов развития отечественной культуры необходимо создавать заново, так как имеющиеся методические рекомендации утратили свою актуальность в свете изменения системы исторического знания. Положение с изучением вопросов развития культуры в системе школьного исторического образования в настоящее время привело к необходимости углубленного исследования проблемы обозначенной в теме дипломной работы. Объектом исследования является система исторических представлений, фактов, понятий, причинно-следственных связей по вопросам развития культуры СССР в 20-30-е годы. Предметом исследования являются нетрадиционные приемы, формы, методы усвоения культуры в школьном курсе изучения истории. Цель исследования была определена на основе теоретического изучения проблемы, анализа ее состояния в практической деятельности учителей и имело своей задачей разработать и экспериментально проверить новые нетрадиционные подходы и методы изучения вопросов развития отечественной культуры в 20-30-е годы ХХ века. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы задачи исследования: - Изучить научно-историческую литературу с целью выявления основных подходов к изучению проблемы; - Провести анализ научно-методической литературы с целью определения степени освещения вопроса; - Определить ориентацию основных и дополнительных учебных пособий по истории по отношению к изучаемой проблеме; - Отобрать содержание на основе новых принципов для экспериментальных уроков; - Разработать модели нетрадиционных уроков, в соответствии с отобранным содержанием; - Проверить на практике эффективность разработанной экспериментальной методики. Цель, объект, задачи исследования обусловили его источниковедческую базу и методы исследования. ............ |