МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БАРНАУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра методики преподавания русского языка и литературы
Изучения эпических произведений малой формы в 5 – 9 классах на примере рассказов В.П. Астафьева
Выпускная квалификационная работа
(Дипломная работа)
Выполнила:
студентка 5-го курса ОЗО
Орябинская Ирина Валентиновна
Барнаул
2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Особенности изучения эпических произведений малых жанров в курсе 5 -9 классов
1.1 Специфика эпоса как литературного рода
1.2 Изучение художественного произведения с учетом своеобразие его рода и жанра
1.3 Анализ школьных программ
1.4 Анализ учебника по литературе для 5 класса (Т.Ф. Курдюмова,2004)
Глава 2. Общая характеристика творческого пути писателя
Глава 3.Система уроков по изучению рассказов В.П. Астафьева в 5-9 классах.
Заключение
Список литературы
Введение
Перед современной школой стоит ответственная задача - формирование духовно развитой личности, способной легко адаптироваться к изменяющемуся социокультурному пространству. В ряду учебных дисциплин по значимости воспитательной роли литература занимает приоритетное место.
Нравственные, бытийные, социальные проблемы, затрагивающиеся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятии её учеником.
Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой — все богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей.
Такой богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П. Астафьева, которая оказалась востребованной в наши дни. Знакомство с его личностью и творчеством может способствовать формированию духовных качеств школьников, их общекультурного уровня.
Обращение к методическим рекомендациям (Г.И. Беленький, В.Г. Маранцман, Н.К. Силкин, Н.А. Бодрова, В.Н. Иванова, Г.М. Игнатова, О.А. Лапшина, Н.М. Лаури, Т.А. Пахомова, Н.Н. Полянских и другие) показало, что интерес к личности и творчеству В.П. Астафьева в школе велик.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется поисками наиболее оптимальных путей повышения читательской культуры школьника в процессе обучения на уроках литературы. Расширение литературного образования, углубление читательской культуры учеников, развитие их творческих способностей и эстетического вкуса, укрепление гражданских и нравственных позиций, определены как важнейшие проблемы школьного урока литературы.
Потребность в развивающем характере обучения актуальна в решении проблем по подготовке грамотного читателя, способного общаться с художественными произведениями разных литературных родов и жанров.
Воспитание читательской культуры рассматривается ведущими методистами (М.А.Рыбникова, В.В.Голубков, Т.В.Чирковская, Н.Д.Молдавская, В.Г.Маранцман и другие).
Предмет исследования - методика изучения произведений В.П. Астафьева в 5 – 9 классах, способствующая литературному развитию учащихся.
Объект исследования - процесс изучения эпических произведений малой формы на уроках литературы в 5 - 9 классах.
Цель нашей работы: исследовать и внедрить в практику методические способы изучения эпических произведений малой формы в 5 – 9 классах на примере рассказов В.П.Астафьева "Васюткино озеро" в 5 классе, "Конь с розовой гривой" в 6 классе, «Фотография, на которой меня нет» в 8 классе.
Цель работы определила следующие задачи исследования:
- познакомиться с методической литературой;
- разработать методику изучения произведений В.П. ............