Часть полного текста документа:К. Кастанеда: путь мистика Имя современного американского писателя и философа Карлоса Кастанеды также широко известно. Основные его просвещения: 'Учения дона Хуана', 'Отдельная реальность'. К. Кастанеда исследует новый способ познания, мало кем до сих пор изученный, - с помощью интуиции, интуитивный. Он представляет этот путь познания как специфический путь знакомства с миром древнего мексиканского племени. А по существу, речь идет об одном из способов приобретения эзотерического (тайного, скрытого от обычного человека) миропонимания. Этот способ - употребление некоторых растений, обладающих наркотическим эффектом, вызывающих галлюцинации. Но не это главное у Кастанеды. Его привлекало именно древнее тайное знание. Действительно, древние знали много больше современного человека. Только знание это скрыто благодаря обстоятельствам и субъективному нежеланию его открыть. 1. Учение Кастанеды предполагает готовность человека к нестандартному восприятию. Вот как он сам писал об уроке дона Хуана: 'Он утверждал, что учит меня видению в противоположность просто смотрению, а остановка мира была первым шагом к видению'. Термину 'остановка мира' при этом придавался особый смысл: человек должен уметь остановить поток обычных ощущений, чтобы полностью изменить их. Техника может быть любой (напр., увидеть смерть, мертвое тело и т.п.), но она лишь средство 'остановить мир'. (Нечто подобное говорил, если помните, Л. Толстой, называя свои встречи со смертью или мучительные переживания на этот счет 'остановками жизни'). Кастанеда писал о методе 'остановки мира': 'Дон Хуан утверждал, что для того, чтобы достичь 'видения', следует остановить мир'. Действительно, 'остановка мира' была воспроизведением определенных состояний сознания, в которых реальность повседневной жизни изменена, поскольку поток интерпретаций, обычно непрерывно текущий, остановлен набором обстоятельств, чуждых этому потоку... 2. Вторая проблема - процесс 'видения'. Кастанеда обращается к опыту древних и их использованию природных наркотиков. Практика их употребления была широко известна. Человек, близкий к природе, не мог не знать о растениях, вызывающих в нем необычный эмоциональный и духовный подъем. Многие современные ученые (С. Гроф, Д. Лилли) используют наркотические средства в изучении религиозных и социальных ритуалов, посмертного опыта, глубин психики. Кастанеду интересует сама природа человеческого сознания и то, что человек - творец, ему только нужно сбросить некоторых шоры с глаз, чтобы видеть, и скованность психики, чтобы созидать свой мир. Для чего? Каждый человек погружен в обыденное, как бы приговорен к пожизненному однообразию. Нужно 'взорвать' это однообразие. Антрополог Кастанеда обращает внимание на тот факт, что человеку во все времена было тесно в рамках своего 'я'. Человек фантазирует: видит себя принцем или принцессой, надевает карнавальную маску, делает пластическую операцию и т д. Душа человека - это вселенная, бесконечны ее миры. Бесконечны и способности познавать, возможности языка, знаков, взаимосвязи тела и рассудка. Здесь огромное поле для исследователя - антрополога. 3. Кастанеда изучал не только мир сознания, но и создал учение о бытии, воспринимаемом этим миром сознания. ............ |