Доц. Пилиева Д.Э.
Кафедра социологии и политологии.
Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)
В статье показано, как кризис российского общества и дезинтеграция его структурообразующих элементов, снижение жизненного уровня населения, ослабление морально-этического фактора ведут к нарастанию девиантного поведения детей и подростков.
Процесс реформирования российского общества сопровождается социальной трансформацией, которая охватила все сферы жизнедеятельности и затронула интересы всех слоев и групп населения, вызвав серьезные изменения в социальных отношениях, сознании и самочувствии людей. Все более обостряются противоречия между реформационными действиями в экономике и их социальными последствиями. Растет социальная дифференциация общества по имущественному признаку, чрезмерная поляризация доходов. В настоящее время у черты бедности находится около 40 млн. граждан, т.е. треть населения страны [1].
Неудовлетворенность широких слоев населения материальным положением, несопряженность целей преобразований в обществе с личными жизненными интересами значительной части населения ведут к ухудшению социального самочувствия населения, социальному напряжению, порождают отчуждение и обособленность. Это подрывает нормативные основы человеческого общежития, влечет за собой такие асоциальные явления, как моральная деградация, бездуховность, преступность, девиантность (как негативная форма поведения, проявление нравственных пороков).
Кризис российского общества и дезинтеграция его структурообразующих элементов, и в первую очередь таких социальных институтов, как семья и школа, снижение жизненного уровня населения являются теми факторами, которые ведут к нарастанию девиантного поведения детей и подростков.
Социальную девиацию порождают социальная несправедливость, социальное неравенство. Дифференциация общества на богатых и бедных, расширение масштабов бедности, маргинальности - свидетельства нарушения прав человека, отступления от норм жизнедеятельности и поведения людей, что обусловливает развитие форм девиации в детской и подростковой среде.
Социум, социальная среда безразлично, а часто и благосклонно относятся к девиантному поведению несовершеннолетних. Нужны скоординированные усилия государственных и общественных организаций по оздоровлению среды обитания, нейтрализации отрицательного влияния социума.
Важную роль в развитии подростковой девиации играет морально-этический фактор. Низкое морально-нравственное состояние общества, бездуховность, отчуждение личности приводят к развитию токсикомании и наркомании, бродяжничества, насилию и правонарушениям в подростковой среде. Усилиями государства и общества в стране должна быть создана такая обстановка, при которой нравственные ценности становятся более непреложными, чем юридические положения.
Межэтнические конфликты, война в Чечне внесли в развитие социокультурных, экономических и распределительных отношений в РСО-Алания многочисленные противоречия. Эта «перегрузка» усугубляет не только трудности социальных институтов, призванных по роду деятельности заниматься воспитанием и социализацией младших поколений, но и проблемы в становлении системы ценностей и ценностных ориентации, стимулирует появление отклоняющегося поведения в детской и подростковой среде.
Особую опасность представляет катастрофический рост девиантного поведения детей и подростков, у которых еще не сформировались устойчивые убеждения, цельное мировоззрение. ............