Часть полного текста документа:К вопросу о феноменологии подростковой сексуальности В. А. Худик (Чернигов) Подростковый и юношеский возраст характеризуется интенсивным физиологическим и психологическим созреванием индивидуума. Сменяющие друг друга возрастные кризисы детского развития выводят личность на новый виток её формирования. При этом роль биологического (органического) и социального (психологического) факторов в развитии субъекта обретают значимость на уровне явлений интериоризации (самосознания) собственного "я" - своих физических и индивидуально-личностных свойств, обеспечивающих адаптацию индивидуума в окружающей среде. Подростковый и ранний юношеский возраст охватывают период обучения субъекта в школе, профессионально-техническом училище, колледже. Именно в этот период времени учащиеся актуализируют для себя проблемы межличностных отношений, идентифицируют поло-ролевые функции, обнаруживают стремление к совершенствованию своих физических и психических качеств. В то же время на этих возрастных стадиях они обнаруживают дефицит знаний как об особенностях собственного соматического (клинического), так психологического (интропсихического) статусов, что нередко обусловливает внутренний дискомфот личности, неадекватность её самооценки. Биологическое созревание и становление человека всецело определяется конституционально-генетическими факторами и условиями социальной ситуации его развития. При этом биологическое в созревании индивидуума занимает значимый удельный вес, тогда как психологическое почти всегда находится в состоянии запаздывающего развития, то есть инфантильно. Таким образом, если биологическое (конституционально-генетическое) как бы развивается в человеке само собой, то психологическое (индивидуально-личностное), получает своё направленное формирование в конкретных жизненных условиях. Интерес субъекта к биологическому обусловлен восприятием собственной "схемы тела", то есть конституционального, которое рассматривается как физическое в контексте соматического здоровья, и возможностями приложения "тела" к активности. Последнее рассматривается как возможность развития физических качеств посредством занятий физической культурой и спортом, другими нетрадиционными средствами. Однако, помимо привнесённых извне приёмов физического совершенствования, индивидуум подвержен законам биологического развития, при которых функционирование его, например, эндокринной системы, может оказать существенное влияние на весь ход конституционального становления. При изучении роли биологических факторов в развитии человека зачастую искусственно сужают их к проблеме инстинктивных форм поведения, в частности, выделяют "половой инстинкт" и пытаются показать как его проявление изменяет сущность потребностей и мотивацию поведения (И. С. Кон, 1989). Или особенности "полового поведения" анализируют в контексте биологического типа конституции (Г. С. Васильченко, 1983; Z. Starowicz, 1991). Инстинктивные формы поведения безусловно играют опрелённую роль в жизнедеятельности человека, однако, их проявление на различных этапах онтогенеза существенно видоизменяется и детерминировано культу-ральными (бытовыми) условиями. Преобразующая инстинктивных форм поведения и есть та скрытая (латентная) форма психической организации поведения человека, которая оказывается наименее доступной для понимания и очевидности, включая и в сфере сексуального поведения. Сами по себе приёмы сексуального поведения достаточно очевидны и общеизвестны. ............ |