К ВОПРОСУ О ПРИМЕНЕНИИ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Проведение правовой и судебной реформ в Российской Федерации, обеспечение социально-экономического развития страны, необходимость более полного воплощения в жизнь конституционных положений о правах и свободах человека как о высшей ценности и всестороннего обеспечения их судебной защиты ставят перед российской конституционной юстицией задачу дальнейшего совершенствования. В этом контексте не случайным является тот факт, что 15-летний юбилей Конституционного суда России как высшего органа конституционного правосудия в нашей стране был отмечен Международной конференцией на тему «Единое правовое пространство Европы и практика конституционного правосудия». Очевидно, что одной из наиболее перспективных тенденций развития всего российского правосудия, не только конституционного, но и в других его формах, является достижение соответствия этой практики европейским стандартам в области защиты прав и свобод человека, в первую очередь, – положениям Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод и основанным на ней решениям Европейского Суда по правам человека.
Процессы глобализации и европейской интеграции неизбежно затрагивают Российскую Федерацию. Это уже – очевидная реальность, отражающаяся в росте экономической взаимозависимости России и европейских государств, сближении социальной и политической систем, в которых все более проявляются общие принципы построения и функционирования, укреплении связей между различными организациями и отдельными гражданами. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию 26 апреля 2007 года подчеркнул конструктивный характер партнерства России с Европейским Союзом и поставил задачу дальнейшего развития этих отношений. Он также положительно оценил возрастание роли российских регионов в решении общенациональных задач, в частности строительства эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей. Президент отметил, что сегодня децентрализация полномочий в сфере государственного управления достигла в России самого высокого за всю ее историю уровня, и это является одним из главных критериев политической культуры и развития общества. Это, по словам Президента, конечно, не означает, что федеральный центр снимает с себя ответственность за качество жизни в регионах, но важно то, что система управления становится более гибкой и более близкой к людям благодаря тому, что все больше решений принимается на местах [1].
Достойный вклад в развитие интеграции России в правовое пространство Европы и решение иных задач, стоящих перед государством, на основе соблюдения принципа конституционной законности могут и должны внести органы российской конституционной юстиции – Конституционный Суд России и конституционные (уставные) суды субъектов Федерации. Они могли бы сыграть заметную роль в разрешении сложностей, связанных, в первую очередь, с обработкой все большего числа поступающих обращений и увеличивающейся нагрузкой, с которыми сталкивается Европейский Суд по правам человека в Страсбурге. Это представляется вполне выполнимым, тем более что, во-первых, основные, фундаментальные права человека, закрепленные в Европейской Конвенции, по существу корреспондируют правам и свободам, которые гарантируются Конституцией России, а также конституциями и уставами субъектов Российской Федерации. ............