Часть полного текста документа:К вопросу о "религиозности" русской интеллигенции: религиозный язык у эсеров-террористов начала XX века Морин Пэрри Часто утверждается, что русская интеллигенция глубоко религиозна в своем духовном облике, несмотря на то что в громадном большинстве она - атеистична. Черты "религиозности" находят, например, в фанатизме и догматизме революционных социалистов, в их вере в грядущий рай на земле, известном аскетизме в личной жизни, братских отношениях с товарищами. Религиозный язык заимствован самими революционерами для выражения секулярных, социалистических идей. Для многих революционеров усвоение религиозного языка, можно полагать, было чисто метафорическим словоупотреблением, легитимизирующим политическую оппозиционность ореолом святости и нравственности. Но с точки зрения настоящей религии христианский язык социалистов представлял собой богохульство. В известном сборнике статей о русской интеллигенции, "Вехи", написанном после революции 1905 года 2, многие авторы критиковали интеллигенцию за ее лжерелигиозность, сравнивали и сопоставляли эту лжерелигиозность с настоящим христианством. Петр Струве писал, например, что "интеллигенция обладала формой религиозности без ее содержания"3, что в указаниях о "религиозности" интеллигенции "религия понимается совершенно формально и безыдейно"4. Главная разница между "настоящей" религией христианина и лжерелигией интеллигента-революционера, с точки зрения авторов "Вех", состояла в том, что для христианина Царство Божие существует на небесах, в то время как для революционера Царство Божие надо создать на земле. Интеллигент-атеист объяснял существование зла неустройством общества и предлагал преодоление этого неустройства путем социальных реформ и политической перестройки. Авторы "Вех", однако, считали, что настоящее преобразование общества произойдет только тогда, когда каждая личность переживет внутреннее, духовное преобразование. ----------------------------------- 1 Выражаю благодарность своей коллеге Галине Емельяновой за помощь при переводе статьи на русский язык. 2 Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. Изд. 2-е. М., 1909 (переиздание: Франкфурт, 1967). 3 Струве П. Б. Интеллигенция и революция // Вехи. С. 170. 4 Там же. С. 161. Но стоит задать вопрос: почему же атеистичная интеллигенция использовала язык и идеи христианской религии? Из авторов "Вех" самый полный ответ на это дает Сергей Булгаков в своей статье "Героизм и подвижничество". Булгаков сознает, что некоторые из самых основных идей социалистической интеллигенции были заимствованы у христианства - например, идеи о равенстве и братстве, равноценности людей, достоинстве человеческой личности 3. И действительно, нет ничего удивительного в том, что религиозный язык усвоен революционерами для выражения секулярных социалистических идей. Известно, что между идеями христианства и социализма есть немало сходства и что в истории европейской мысли Х1Х-ХХ веков их судьбы очень тесно переплетены. В России начала XX века мы находим целый ряд таких понятий. как христианский социализм, богоискательство и богостроительство. Но дело не только в том, что в нравственных идеях и идеалах социализма есть много общего с христианством. ............ |