Часть полного текста документа:Как измерить духовность Т.С. Злотникова В 2004 учебном году департамент образования Администрации Ярославской области провел экспериментальный мониторинг уровня обученности учащихся по образовательной области "Искусство". Подготовка к проведению мониторинга велась на протяжении 2003 года. Несмотря на отсутствие прецедентов (или наличие негативного опыта, в качестве которого педагогическая общественность рассматривает опубликованные материалы ЕГЭ по литературе), мы сочли возможным предложить механизм измерения ЗУНов по образовательной области "Искусство". Также, вопреки настроениям и репликам учителей ИЗО и музыки, работающих в общеобразовательных школах, и в соответствии с многократно высказанными суждениями специалистов в области высшего профессионального образования ? музыкантов, архитекторов, историков и теоретиков изобразительного искусства ? мы полагали возможным попытаться: - установить качество знаний школьников о том или ином виде искусства, - выявить их умение воспринимать художественный образ не только на эмоциональном уровне, но и на уровне рациональном, в том числе актуализирующемся в вербализации впечатлений, - установить наличие у школьников навыков в области анализа конкретных произведений искусства. Условием решения поставленных в ходе мониторнга задач было определено сочетание высокого научно-теоретического уровня и педагогического мастерства у преподавателей "школьных" предметов, обязательно оснащенных необходимыми техническими средствами для ведения учебных занятий. Настоящая статья является обобщением двухлетнего опыта подготовки, апробации и анализа результатов мониторинга, проведенного совместными усилиями Центра оценки и контроля качества образования департамента образования Администрации Ярославской области (специалист по мониторингу Центра ? О.В. Данилова) и кафедры культурологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (рабочая группа под руководством автора данной статьи включала в свой состав на разных этапах работы доцента З.М. Куватова, кандидата культурологии Т.И. Ерохину, кандидата педагогических наук И.М. Ан-драмонову). Кроме задач, которые традиционно ставятся в процессе мониторинга знаний, умений и навыков учащихся, мы полагали важным обратить внимание на специфические личностные качества и мотивации детей, их готовность к самостоятельному творческому поиску и выбору как содержания изучаемого материала, так и способов его постижения. К числу личностных качеств, выявляемых в ходе мониторинга, следует отнести такие взаимодополняющие качества, как психологическую конформность (готовность принять доказательно изложенную чужую точку зрения) и бесстрашие (способность высказывать собственное суждение вопреки общему мнению); в данном случае речь идет о необходимости выявить сформированость у детей своего рода духовного иммунитета к массовой культуре, избежать воздействия которой невозможно, но сохранять чувство собственного достоинства и опираться на отчетливые эстетические критерии вполне осуществимо. Мотивациями, выявляемыми в ходе мониторинга, выступают любознательность (существенно притупившаяся даже у школьников младших классов и практически отсутствующая у детей 10-15 лет) и коммуникативный голод (хорошо заметный в условиях растущего влияния СМИ, Интернета и выражающийся в разрыве духовных контактов между подростками и педагогами, собственно в подростковой среде). Готовность к самостоятельному поиску в ходе мониторинга выявляется в связи с приобретенными школьниками умениями: (1) формулировать вопросы, требующие ответа в ходе изучения учебного материала; (2) находить недостающие сведения через дополнительные источники (словари, справочники, энциклопедии, научно-популярные издания); (3) ассоциативно мыслить при анализе явлений культуры. Готовность к выбору содержания и способов постижения материала является, как это ни покажется парадоксальным, важнейшим аспектом умений учащихся, выявляемых в процессе мониторинга. ............ |