Часть полного текста документа:Как летают космические ракеты Шильников Е. Н. Больше всего меня поражает в наших российских космических ракетах их высочайшее технологическое качество. То качество, без которого ракета1 не сможет взлететь, несмотря на все технические новшества и вложенные средства. Вот японцы - у них передовые технологии и самые надежные автомобили. А космические ракеты у них не летают, вернее плохо летают. У нас же наоборот - наши Жигули не попадают даже на последнюю строчку рейтинга по надежности, а космические ракеты взлетают, да еще как! Я думаю, меня поймет любой человек, имеющий опыт общения с российскими и зарубежными автомашинами. В том смысле, что очень трудно представить, что мы можем сделать что-то качественное на наших заводах. А ведь космическая ракета на много порядков сложнее даже самого "крутого" лимузина. И, тем не менее, это факт. Причем этот технологический прорыв был сделан в далекие пятидесятые годы прошлого столетия, когда еще были в ходу довоенные полуторки, эмки и фанерные самолеты. Поступившая тогда к нам немецкая трофейная и американская техника казалась тогда верхом совершенства, и мы ее только копировали (как были скопированы с Опеля первые Москвичи и Победы, а самолет Ли-2 с американского Боинга). И вдруг - первая в мире межконтинентальная ракета, первый в мире спутник Земли! 1957 год. Мало кто из тех, кто не принимал непосредственного участия в разработках и в создании этой ракеты-носителя, мог понять тогда, что это значит2. Мало тех и сейчас, кто представляет насколько серьезным и многозначным был тот технологический скачок в развитии практически всех секторов отечественной промышленности. Именно, отечественной промышленности, поскольку тогда существовал строжайший закон, предписывающий применять в оборонной продукции только отечественную продукцию, прошедшую военную приемку3. Существует мнение, что нам удалось это сделать только с помощью немецкой техники и немецких специалистов, которых мы вывезли из поверженной Германии. Факты показывают, что это не совсем так, вернее, совсем не так. По образному выражению одного из участников этой кампании по сбору данных по ракетам Фау-2, нам достался "только металлолом от Фон-Брауна". Захваченный Красной Армией немецкий ракетный полигон в Пенемюнде был разбомблен в порошок англичанами, когда им польские партизаны передали информацию о нем вместе с выкраденными чертежами ракеты. Поскольку именно англичане больше всего страдали от налетов Фау-2, вы можете представить, что они сделали с этим полигоном. Переведенное производство Фау-2 в подземный завод Дора попало вначале в руки американцев, которые перед передачей этого района в нашу Восточную зону вывезли оттуда все, а заодно и самого Вернера Фон-Брауна. Те немногие немецкие специалисты, которых нашим удалось собрать, во-первых, играли совсем не первые роли в разработках, а во-вторых, они могли помочь только в освоении немецкой техники, чем они и занимались, пребывая у нас в некотором подобии "шарашки". И опять же, если говорить о надежности космических ракет, то эта проблема гораздо шире, чем просто построение ракеты. Немцы, всегда отличающиеся в области точной механики и в машиностроении, не смогли достигнуть требуемого качества в своих ракетах. ............ |