Часть полного текста документа:Как общаться с ребенком раннего возраста Галигузова Л. Н. Малышу исполнился год. Этот возраст знаменует начало нового периода детства - раннего возраста, который длится до трех лет. К году в психике ребенка закладывается фундамент всех его последующих приобретений: малыш уже умеет общаться с окружающими взрослыми, у него формируются первые привязанности, с помощью близких он открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними, переживает свое собственное Я, отдельное от Я других людей, начинает понимать речь и делает первые попытки говорить, становится более самостоятельным. В начале второго года жизни ребенок начинает ходить и все настойчивее требует от взрослых права свободно исследовать окружающий его мир. Этот возраст требует от родителей, бабушек и дедушек очень много терпения, поскольку в этот период ребенок бывает непоседлив, подчас капризен, своеволен и упрям. Он забирается во все углы, хватает, бросает и тянет в рот все, что попадается ему под руки. Он опрокидывает банки с вареньем, разливает мамины духи, рвет книги и сует пальцы в электрические розетки, бурно протестует, если у него что-то отбирают. В жизнь взрослых входит постоянное беспокойство за безопасность малыша. Для того чтобы лучше понять, как правильно общаться с ребенком в этот сложный период детства, как создать условия для полноценного развития малыша взрослым нужно, прежде всего, знать особенности психики детей раннего возраста, во многом определяющие их поведение. Особенности психики ребенка раннего возраста. Одной из характерных особенностей поведения ребенка в этом возрасте является его ярко выраженная ситуативность. Малышу одного-двух лет интересно все, что его окружает, он тянется ко всему, что находится в поле его зрения. Как образно говорил немецкий психолог К. Левин, лестница манит ребенка, чтобы он пошел по ней, дверь или коробочка - чтобы он закрыл или открыл их, колокольчик - чтобы он позвонил в него, круглый шарик - чтобы он покатил его. Каждая вещь, находящаяся в поле зрения ребенка, заряжена для него притягивающей или отталкивающей силой, которая "провоцирует" его на действие, направляет его. Такая связанность ситуацией, наглядным полем отражает своеобразие деятельности сознания ребенка раннего возраста. Ситуативность накладывает отпечаток на все виды деятельности ребенка, на протекание всех его психических процессов. Так, память малыша функционирует преимущественно в виде узнавания: ребенок вспоминает знакомый предмет, когда видит его перед собой. Мышление в этом возрасте протекает в наглядно-действенной форме: познание окружающего мира осуществляется путем практических действий. Ребенок еще не способен заниматься чисто умственной деятельностью, например, что-то обдумывать или воображать. Поэтому так велика в его жизни роль предметов. Не разрешая малышу действовать с ними, ограничивая его активность, мы лишаем его возможности мыслить, а значит, и полноценно жить. Эмоции ребенка также чаще и ярче проявляются в момент восприятия предметов. Достаточно показать малышу интересную игрушку, - и его интерес переключится на то, что они видит в данный момент. Господство наглядной ситуации часто сказывается на выполнении поручений взрослых. ............ |