Как реализовать принцип метапредметности в процессе обучения
Фисенко Т.И., доцент
кафедры ТиМО
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
При изучении освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встаёт целый перечень вопросов:
- Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг сдругом?
- Что такое метапредметы? Где их взять (или как их разработать)? Кто их будет вести? Как изыскать возможность их включения в учебный план при сегодняшней перегрузки учебного материала?
- Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности в обучении с высокой подготовкой к ЕГЭ?
- Существуют ли другие пути обеспечения принципа метапредметности в школе?
- Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?
Прежде всего давайте разберемся с понятиями метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность, определить иерархию их отношений.
"Мета "–(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.
Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:
• стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
• исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
• проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
• сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
• моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем).
• конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
• прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука). Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».
Примерами метазнаний являются:
- Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними);
- Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);
- Базы знаний, представления об их устройстве.
Метазнания включают в себя философию предмета и общую философию. ............