Часть полного текста документа:Как слово наше отзовется? (Опыт исследования качества научного выступления) А.П. Василевич, доктор филологических наук "Энергия" 2006, № 2. С. 61-66. Умение публично высказывать мысль считается одним из ведущих видов человеческой деятельности, от которого во многом зависит успех или неуспех индивида в самых разных жизненных обстоятельствах. Не случайно именно страх перед выступлением на публике возглавил список "личных проблем", полученный в результате опроса большой группы студентов Питтсбургского университета. О том же говорят и результаты социологического опроса в группе американских бизнесменов. При приеме на работу более всего ценится способность устной коммуникации (ее назвали 83% опрошенных); другие качества в той или иной степени ей уступают: чувство ответственности (79%), собранность, внутренняя дисциплина (65%), энергичность (53%), организаторские способности (42%), внешние данные (30%), инициативность, творческий элемент (19%) и т.д. По данным агентства Бурсон-Мартселлера, главы крупных и средних фирм получают за год в среднем до 175 приглашений произнести речь на тех или иных встречах и конференциях. В США ораторским искусством занимается специальная научная дисциплина. В этой области ежегодно выпускаются десятки учебных пособий и научных монографий. Развитие навыков устного выступления в качестве учебной дисциплины включено в программу многих вузов. Обучение специалистов ораторскому искусству позволяет не только сформировать у них общую словесную культуру, но и способствует развитию личности в самом широком смысле - развитию активности, инициативности, способности эффективно отстаивать личные интересы при помощи речи. При всем разнообразии подходов к самому определению устного выступления, исследователи выделяют относительно небольшое число составляющих его элементов. Обучение ораторскому искусству рассматривается как практическая задача, решаемая поэтапно. Среди факторов, объединяемых понятием "выступающий", обычно выделяют: наличие у говорящего коммуникативной установки, знание им предмета обсуждения, обладание коммуникативными навыками, наличие выраженного отношения к самому себе (то есть самооценки), а также отношения к слушателям и к предмету выступления и, наконец, способность внушать слушателям доверие. Последнее свойство является очень важным, хотя далеко не все выступающие отдают себе в этом отчет. Разработаны приемы, способствующие повышению доверия со стороны слушателей: ссылка на собственный опыт (при условии, что она не производит впечатление хвастовства); удачный поиск общих с аудиторией взглядов и ценностей; ссылка на источники или на лиц, заслуживающих безусловного доверия и т.д. Говоря о коммуникативной установке докладчика, следует отметить, что существуют различные типы сообщений: информативные (сюда входят лекции, отчеты, научные доклады, разного рода инструкции и, наконец, демонстрации, т.е. устные инструкции, дополненные показом каких-либо действий); выступления с целью убедить в чем-то или побудить к действию; выступления в дискуссии; выступления специального характера (приветствие, представление кого-то публике, речь развлекательного характера и т.п.). Умение сочетать собственную цель с типом выступления составляет неотъемлемую часть коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективность речи. ............ |