Часть полного текста документа:Какая идеология нужна России? А.В. Поляков, доцент юридического факультета СПбГУ Ситуацию постмодерна обычно связывают с состоянием западного общества и западной общественной мысли. И это справедливо, поскольку западный социум имеет свои проблемы, собственно и вызвавшие к жизни постмодерн как специфическое социокультурное явление. Тем не менее, и Россия имеет не меньше оснований считать, что эпоха постмодерна наступила и для нее, но это уже "наш" постмодерн, который по многим параметрам отличается от западного. Русский постмодерн формируется как ответ на исторический "вызов", обусловленный концом эпохи "советского модерна". Именно в таком контексте и хотелось бы рассмотреть перспективы диалога между либерализмом и консерватизмом в постсоветском ментальном пространстве, поскольку именно эти идеологии занимают в нем главенствующее положение. Многообразие существующих вариантов либерализма и консерватизма обусловлено их концептуальной природой, т.е., прежде всего, тем обстоятельством, что в основе этих феноменов лежит не рационально выстроенный и потому доказательный дискурс, а иррациональные мировоззренческие ценности, тип мироощущения. В науке давно уже указывается на генетические предрасположенности, черты характера, воспитание, образование, возраст, жизненный опыт, социальное положение, пол, уровень социализации личности, профессию, принадлежность к социальной группе и т.д. как на условия, влияющие на формирование индивидуальных и коллективных ценностных представлений. В силу этого в социуме всегда будут как сторонники, так и противники либерализма и консерватизма, коль скоро в социальном универсуме существуют механизмы их идеологического воспроизводства. Ценностная подоплека интеллектуального построения и указывает на его идеологическую, ненаучную функцию, призванную мобилизовать сторонников и маркировать "чужих". Такая функция также может быть характеризована как коммуникативная функция. Но концептуализм идеологий не исключает саму возможность их научного познания, одним из методологических приемов которого может являться феноменологическая эйдетика. Эйдетический смысл либерализма и консерватизма будет в таком случае тем основанием, на котором следует выстраивать их конкретные, типизированные социокультурные образы. Еще одной методологической предпосылкой для решения поставленной задачи является рассмотрение либерализма и консерватизма как разных вариантов социальной коммуникации. Под социальной коммуникацией в данном случае понимается такой обмен знаковой информацией между коммуникантом и реципиентом, который является основанием для их социального взаимодействия. Любая идеология, как было отмечено выше, имеет коммуникативную направленность. Но либерализм и консерватизм являются двумя разными вариантами социальной коммуникации. Либерализм предполагает такое отношение к социальному миру, которое выражается в дихотомии "я и они". Эйдос консерватизма строится по принципу "я и мы". Коммуникация "я и они" предполагает в качестве своей главной интенции сепаратизм, т.е. отделение "я", сферы индивидуума, от "других", прежде всего, от государства, от публичности, от всего, что воспринимается субъектом как вторжение в область частного, приватного. ............ |