Часть полного текста документа:Какие учебники нам нужны? Карлов Н. В. Всем хорошим во мне я обязан книгам. М. Горький Учебник можно определить как книгу, непригодную для чтения. Б. Шоу Образование - это способ общества приобщить подрастающее поколение к культуре, дать входящим в жизнь молодым людям навыки и умения, так необходимые как обществу, так и самим молодым людям, становящимся сочленами этого общества. Так как в любом достаточно большом живом человеческом сообществе (нация, страна, государство) смена поколений по причинам физиологического порядка происходит непрерывно, образование не терпит разрывов и резких перемен. По своей природе человек - существо деятельное. По ходу исторического прогресса формы и способы деятельности меняются, как правило, усложняясь и совершенствуясь, но это внешняя сторона дела. Сущностно все изменения в содержании того, что зовется культурой общества, его цивилизационным уровнем, в степени и качестве культурной подготовки, в технике необходимых умений всегда были неразрывно связаны со всем объемом накопленного ранее знания, со всеми наработанными ранее стереотипами поведения, были ими (знаниями и проведением) обусловлены. Поэтому деятельность человека, как рутинная, так и беспредельно новаторская, всегда остается основанной на поведенческих, умелостных и научно-методических стереотипах его эпохи, а не дня или часа, именно эпохи, неизбежно включающей в себя и время, уже прошедшее, и время будущее. Так как целью всякого образования является, в конечном счете, подготовка человека к какого-либо рода деятельности, то из сказанного вытекает, что отрыва образования сегодняшнего от образования вчерашнего быть не должно. Чуть более пяти тысяч лет назад шумеры создали первую, пока еще пиктографическую письменность. Появилась возможность записывать, записывать предания, до этого устные, появилась возможность документально фиксировать знание, возможность описывать умения, делая тем самым и знание и умения неуничтожимыми и удобными к передаче, к распространению. Видовыми особенностями человека, сыгравшими важную роль, прежде всего на самой заре его существования, явились наличие нравственного чувства, ясно, хотя и не всегда формально строго, но всегда поэтически возвышенно определенного кодекса моральных норм, способность к осмысленному, целенаправленному труду и неудержимая тяга к новому, любознательность, любопытство. Именно наличие у человека этого набора исходных сущностных качеств - любонравия, трудолюбия, любознательности - делает человека человеком. А дальше встает вопрос закрепления этих свойств человека, их фиксации, их обращения на пользу и отдельной особи, и сообществу человеков. При этом закономерно совершенствуется язык, и создается письменность. Слово, произносимое в момент рождения знания, слово, произносимое при формировании этого нового знания, слово, произносимое при его передаче, - по сути своей это одно и то же Слово. "В начале было Слово". Запись делает слово вечным, запись объективирует слово, запись дает слову самостоятельную жизнь. Будучи записано, слово, выраженная им мудрость (Божественный Логос и Софья-Мудрость христианских мыслителей), становится доступно многим с помощью переписывания, ручного копирования. ............ |