Содержание
Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Усиление нажима на кальвинистов в 20-е – 60-е гг. XVII в. 4
Глава 2. Положение французских кальвинистов в царствование Людовика XIV …………………………………………………………... 7
Глава 3. Отношение общества к отмене Нантского эдикта ………… 18
Глава 4. Эмиграция французских кальвинистов в германские земли 20
Заключение …………………………………………………………….. 23
Список источников и литературы ……………………………………. 25
Примечания ……………………………………………………………. 26
Введение
Столько крови стоила католической Европе XVI и XVII
вв. система охраны государством чистоты и единства веры! Еще в конце XVII в., когда многие умы выработали план других отношений церкви к государству, сильнейший государь Западной Европы возобновил ужасы полного проявления старой
системы. Мы говорим о политике Людовика XIV относительно гугенотов.
Особенно интересно изучение этой ситуации в рамках эмиграции французских кальвинистов в Прусиию. Цель данной работы – изучение и анализ положения французских кальвинистов в условиях усиления абсолютистской власти во Франции.
В связи с поставленной целью задачи формулируются следующим образом:
1) проанализировать эволюцию отношения властей к протестантам с Алесского эдикта до отмены Нантского;
2) оценить шаги католического духовенства по искоренению «ереси» и давлению на королевскую власть;
3) изучить отношение Людовика XIV «к гугенотской проблеме»;
4) охарактеризовать отношение французского общества к отмене Нантского эдикта.
Глава 1. Усиление нажима на кальвинистов
в 20-е – 60-е гг. XVII в.
20-е годы XVII века прежде отмечены завершением Религиозных войн. французские кальвинисты – гугеноты - были сторонниками швейцарского церковного реформатора Жана Кальвина, выступавшего, как и Мартин Лютер в Германии, против догматов Католической церкви. Большинство протестантов являлись выходцами из «третьего сословия» – провинциальной буржуазии и ремесленничества, но примыкала к ним и часть дворянства юга и юго-запада Франции, недовольная централистской политикой королевской власти.
У военных чиновников и юристов из окружения Людовика XIII (многие из которых – Католики) не вызывает сомнения тот факт, что протестанты хотят создать во Франции государство в государстве со своими начальниками, структурой и политикой. Уже в 1610 году насчитывается около 200 крепостей протестантов, возглавляемых комендантами. Каждый такой город – крепость располагает военным корпусом, в котором командиры выполняют приказы аристократов - гугенотов. А по необходимости города, участвующие в движении R.P.R. (Religion Pretendue Reformee), согласно католической терминологии, могут выставить против короля свои гарнизоны, дворянские формирования и народное ополчение в количестве 25 тысяч человек, что намного превышает численность регулярных королевских войск.[1]
Крепость Ла-Рошель, насчитывающая 20 тысяч жителей, выглядит настоящей столицей протестантов и является последним оплотом гугенотов в самом сердце монархии. Таким образом, королевское государство оказывается в состоянии войны с государством протестантским, отдельные права и свободы которого (как, например, права на политическое собрание, на укрепление своих городов, на существование своих гарнизонов) были признаны в секретных статьях и приложениях к Нантскому эдикту, подписанному весной 1598 года. ............